Свидетельство таможенного представителя ФТС России № 0875/00

Таможенное оформление
и доставка грузов

Порядок грузоперевозок по маршруту Россия - Иран

Главная > Полезная информация > Порядок грузоперевозок по маршруту Россия - Иран
Подбор параметров
К какой группе относится статья

Исламская Республика Иран является для России не только важным геополитическим союзником в регионах Ближнего Востока, Центральной Азии и Закавказья, но и ключевым торговым партнером. В настоящее время Иран, с точки зрения транспортной логистики, имеет существенное функциональное значение для многих российских торговых и промышленных предприятий. Он находится на перекрестке торговых путей из стран Персидского Залива, Индии, в то же время обеспечивая выход европейских компаний через российские транспортные коммуникации на ближневосточный рынок.

ВНИМАНИЕ! Мы работаем только с юридическими лицами.

Актуальность этой задачи подтверждается недавним высказыванием министра экономики Азербайджана, опубликованным 5 октября 2019 года информационным агентством ТАСС. Он подчеркнул, что введение в строй нового автомобильного моста через р. Самур на российско-азербайджанской границе значительно увеличит грузовой поток в направлении Ирана.


В этой статье будет рассказано об основных характеристиках и особенностях транспортных перевозок из Ирана или через него. Эта информация представляет интерес как для российских торговых и промышленных компаний, так и для тех, кто занимается исключительно транспортной логистикой.

Основные виды транспортной логистики, используемой в направлении Иран - Россия

Поскольку Иран находится в выгодном географическом местоположении, он является мощным транзитным хабом на пересечении нескольких международных коридоров. Фактически все эти маршруты обеспечивают перевозку грузов всеми типами транспортных средств.

Железнодорожный транспорт


Для грузовых перевозок в направлении Ирана и обратно как российские, так и европейские грузовладельцы, могут воспользоваться Международным транспортным коридором - МТК «Север–Юг». Он включает крайние пункты отправления: Санкт-Петербург и иранский портовый комплекс «Бендер-Абас» на берегу Персидского залива. Режим работы этого МТК регулируется международными соглашениями, которые значительно упрощают процесс оформления грузовых накладных, унификацию таможенных документов и прохождения формальностей. Общая протяженность этого логистического маршрута составляет - 4500 км. В данный МТК входят четыре основные логистические магистрали:

  • прямое железнодорожное сообщение по линии Астрахань — Махачкала — Самур, через территорию Азербайджана с выходом на грузовые станции Ирана;

  • прямое железнодорожное сообщение через территории Казахстана, Узбекистана и Туркменистана с выходом на железнодорожную сеть Ирана (через железнодорожный пограничный переход Теджен — Серахс) ;

  • прямое железнодорожное сообщение по маршруту Узень (Казахстан) — Кызылкая — Берекет — Этрек (Туркменистан) — Горган (Иран). Этот железнодорожный путь был запущен в эксплуатацию относительно недавно – только в 2015 году.

  • Транзитный каспийский комбинированный железнодорожно-морской (речной) маршрут (маршрут по Каспийскому морю через российские порты Астрахань, Оля, Махачкала в порты Ирана).

Также имеется проект еще одного нового маршрута, который соединит черноморские порты России (Новороссийск, Сочи) с Ираном, через Грузию, Абхазию и Армению. Пока этот проект ж/д магистрали только в начале строительства. Предполагаемое время готовности к пуску - не ранее 2025 года.

Перевозки морским транспортом


Для перевозок морем грузов в направлении Иран - Россия используются три российских порта - Махачкала, Оля и Астрахань. Однако транспортный маршрут может быть проложен вплоть до портов Азовского и Черного морей, через Волго-Донской речной канал. Для этого используются в основном грузовые транспортные суда типа «река-море», с максимальной грузоподъемностью порядка – 3000-5000 тонн. На линии Астрахань - порты Ирана также работают грузо-пассажирские паромные суда. Однако их доля в общей массе транспортных перевозок морем незначительна.

Суммарный грузопоток межу портами Ирана и российскими портовыми терминалами на Каспии составляет примерно 30 млн тонн в год. Единственный ограничительный фактор, препятствующий увеличению грузопотока по этому маршруту - это низкая пропускная способность российских портов. К этому также следует добавить тот факт, что эти порты могут принимать суда только с небольшой осадкой – до 4 метров. Это значительно сдерживает увеличение тоннажа, используемых для перевозок морских и речных судов.

Авиационное сообщение между Россией и Ираном


Прямого сообщения между аэропортами России и Ирана не существует. Это связано с тем, что Иран пока находится под международными политическими и экономическими санкциями. Основные авиамаршруты, которые могут быть использованы как транзитное плечо: Тегеран - Ашгабад, Тегеран - Стамбул, Тегеран - Баку и др.

Автотранспортное сообщение и грузовые автоперевозки

Все автомобильные маршруты из России или Ирана являются транзитными. Странами-транзитерами в этом случае могут быть только Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Таджикистан и Казахстан.

Основное достоинство иранской транспортной инфраструктуры в том, что все магистральные автотрассы в стране находятся почти в идеальном состоянии. Они позволяют большегрузным фурам, весом до 40 тонн включительно, беспрепятственно осуществлять перевозки между основными городами Ирана.



При въезде на территорию Ирана с каждого автомобиля, грузовой фуры взимается сбор в пределах от 30 до 50 долларов. Водитель и сопровождающий груз экспедитор должны иметь визы. Разовые одномесячные визы можно получить прямо на пограничном переходе, заплатив эквивалентную 15 долларам США сумму. Список доступных пограничных переходов и режим их работы для грузового автотранспорта приведен в прилагаемой таблице.

Грузовая база для транспортных магистралей Иран - Россия

Еще одним существенным параметром или характеристикой транспортной логистики Ирана является грузовая база, т.е. то, что в основном ввозится в эту страну и вывозится из нее. В первую очередь, следует грузовую базу разделить на две части. Первая часть – это товары и грузы, конечным пунктом назначения которых является Иран или Россия. Из Ирана в Россию доставляются овощи, фрукты, сельхозпродукция. Также из Ирана через Россию поставляется часть нефтяного экспорта страны. Из России в Иран осуществляется поставка удобрений, пиломатериала, металлы, промышленное оборудование и автотранспорт.

Примечательно, что благодаря уменьшению таможенных пошлин ожидается увеличение доли иранских фруктов, овощей, орехов на российском рынке. Тарифы на фрукты снизятся до 100%, на овощи - до 50% (особенно на свежую зелень, огурцы, помидоры, картофель), орехи будут ввозится беспошлинно. Льготы также касаются мясной, кондитерской, косметической продукции и некоторых других категорий товаров. Льготный период продлится до октября 2022 года.


Вторая часть грузового потока – это транзит из Индии, Пакистана и других стран Юго-Восточной Азии. Общая доля товаров из этих стран, проходящих транспортными маршрутами, в том числе и МТК «Север-Юг», занимает 70%. Это такие товары, как:

  • сахар, в том числе и тростниковый;

  • пальмовое масло;

  • кофе зерновой;

  • специи и пряности;

  • чай;

  • табак;

  • железные руды и концентраты полиметаллических руд;

  • джут и продукция из джута;

  • рыба и рыбная продукция.

Во многом востребованность иранско-российского транспортного коридора, как показывают события последних лет, обеспечивается не только развитием транспортных коммуникаций в регионах Центральной Азии и Закавказья, но и тем, что традиционные маршруты, такие как Суэцкий канал, постепенно утрачивают свое монопольное положение. Это позволяет значительно, на десятки процентов, сократить расходы на логистику при поставке товаров в страны ЮВА или Западной Европы.

Наша компания поможет организовать грузоперевозки из России в Иран и в обратном направлении, а также возьмет на себя таможенное оформление. Более чем 15-летний опыт позволяет нам оперативно выполнять заказы клиентов и обеспечивать индивидуальный подход к выполнению каждой задачи. Звоните нам по телефону +7(499)643-43-06 или пишите на почту, адрес которой указан ниже.

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые клиенты!

Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися получателями, отправителями, собственниками грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.

Расчет таможенных платежей, классификация кода ТНВЭД ЕАЭС осуществляется на платной основе, в рамках проведения персональной консультации. Нам необходимо предоставить внешнеторговый договор с поставщиком, инвойс, упаковочный лист на готовую к отгрузке товарную партию.

Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе "Полезная информация", воспользовавшись поиском.

Самостоятельно рассчитать таможенные платежи вы можете с помощью нашего калькулятора.

Похожие статьи
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Перейти к списку статей