Рельсы используются для модернизации и строительства железнодорожных магистралей. Для этого требуется высококачественная продукция, которая до недавнего времени выпускалась только за рубежом.
Импорт и экспорт
До 2013 года в России не умели делать 100-метровые рельсы достаточной эластичности. В связи с этим «РЖД» приходилось импортировать рельсы из-за границы. Для строительства скоростных магистралей Россия ввозила японскую продукцию. В том же году порядка 20% рельсов, закупленных «РЖД» были импортного производства. Однако уже в июле 2013 года на Челябинском металлургическом комбинате, входящем в состав компании «Мечел», был запущен стан, позволяющий производить рельсы с необходимыми прочностными характеристиками для высокоскоростных магистралей. С января 2014 года импорт таких рельсов прекращен.
В последние годы «РЖД» было закуплено 60 тыс. т рельсов из Австрии. Но основным поставщиком рельсов для «РЖД» остается компания ЕВРАЗ. С 2017 года на российском рынке стал закрепляться казахстанский «Актюбинский рельсобалочный завод». Скоро конкуренцию основным игрокам рынка составит компания «Новосталь-М», которая будет выпускать 150-метровые рельсы.
В то же время рельсы из России отправляются на экспорт. Это может быть как неиспользованная продукция, так и бывшая в употреблении.
Что касается рельсов, которые импортируются другими компаниями, то они ввозятся из:
-
Финляндии;
-
Китая;
-
Германии;
-
Беларуси;
-
Чехии и других стран.
Особенности таможенного оформления
Порядок таможенного оформления при растаможке/затаможке рельсов стандартный, но процесс осложняется большим весом продукции и негабаритными размерами.
Базовая ставка таможенной пошлины определяется по ТН ВЭД ЕАЭС. Никаких дополнительных экспертиз проходить не нужно. Б/у рельсы не классифицируются как опасные отходы.

Рельсы входят в группу ТН ВЭД 7302 1…
Код ТН ВЭД
|
Наименование
|
Пошлина, %
|
7302 10 100 0
|
Рельсы токоведущие с деталями из цветного металла, используемые для железнодорожных или трамвайных путей
|
10
|
7302 10 220 0
|
Рельсы широкоподошвенные, новые, массой погонного метра 36 кг или более
|
10
|
7302 10 280 0
|
Рельсы широкоподошвенные, новые, массой погонного метра менее 36 кг
|
10
|
7302 10 400 0
|
Рельсы с желобом, новые
|
10
|
7302 10 500 0
|
Рельсы, новые, прочие (кр. рельс с желобом, рельс широкоподошвенные)
|
10
|
7302 10 900 0
|
Рельсы из черных металлов, использованные
|
10
|
7302 30 000 0
|
Рельсы переводные, крестовины глухого пересечения, переводные штанги и прочие поперечные соединения, из черных металлов, используемые для железнодорожных или трамвайных путей
|
13
|
7302 40 000 0
|
Накладки стыковые и подкладки опорные из черных металлов
|
10
|
7302 90 000 0
|
Изделия из черных металлов прочие, используемые для железнодорожных или трамвайных путей и т. д.
|
10
|
Обратите внимание! Для кода 7302 10 900 0, под которым декларируются использованные рельсы установлена экспортная пошлина размере 5%, но не менее 5 евро за 1000 кг (Постановление Правительства РФ от 30 августа 2013 г. N 754). В остальных случаях экспортная пошлина не взимается.
Перевозка рельсов
Транспортировка, погрузка и разгрузка рельсов осложняется большим весом груза. Например, один 25-метровый рельс весит 1,6 т. Все операции должны выполняться с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Рельсы длиной 1,25 м перевозятся железнодорожным транспортом на платформах с четырьмя парами стоек. Чтобы зафиксировать рельсы, после погрузки на платформу, парные стойки связывают толстой проволокой. Если рельсы длиной 12,5 м, то их укладывают ярусами особым способом и укомплектовывают подкладками. Рельсы, транспортируемые в полувагонах и на железнодорожных платформах, перевозят, соблюдая требования законодательства РФ.
При перевозке плетей автомобильным транспортом подбирают один из следующих типов машин% бортовые фуры, рал, трал-раздвижка.
Обратите внимание! Рельсы, длина которых превышает 25 м, относятся к длинномерным грузам. Их перевозят на спецтранспорте.
Рельсы длиной 50 м, 100 м и более (а они могут длиной и 800 м) транспортируют с помощью рельсовозных поездов, на которые их загружают в несколько ярусов. Что интересно, при прохождении криволинейных участков пути проблем не возникает, плети принимают нужную форму.
Несмотря на массивность и большой вес рельсов, обращаться с ними следует аккуратно. Не допускается падение рельсов с высоты более 1 м и удары друг об друга. Это может привести к деформации и потере необходимых технических характеристик.
Сертификация рельсов
Сертификация железнодорожных изделий широкой колеи, остряковых и контррельсовых обязательна. Документ подтверждает качество, безопасность и характеристики продукции. Оформление документации предполагает классификацию рельсов на термопрочные, высококачественные и другие, указывается наличие или отсутствие отверстий под болты, способ плавления сырья, вид использованных заготовок. Рельсы, предназначенные для узкоколейного пути, должны соответствовать ГОСТ 5876-82, для промышленного транспортного пути - ГОСТ 7173-54, для кранов - ГОСТ 4121-96.
Технические условия также соблюдаются для трамвайных желобчатых и рамных путей.
Чтобы подчеркнуть особые качества продукции, можно дополнительно оформить добровольный сертификат качества.
Помощь «СБ Карго»
Наша компания готова помочь с таможенным оформлением рельсов на экспорт и импорт. В нашу компетенцию входит:
Обращаясь к нам, вы экономите время и минимизируете риски.
ВНИМАНИЕ!
Уважаемые клиенты! Мы работаем только с собственниками грузов и готовой коммерческой документацией на товар. Чтобы получить консультацию, необходимо заключить с нами
договор таможенного представительства и предоставить: подписанный внешнеторговый контракт, инвойс, упаковочный лист.
Просьба формировать запросы с корпоративной почты компании. Обращения с почтовых адресов зарегистрированных на бесплатных почтовых сервисах, в соответствии с политикой безопасности компании, попадают в СПАМ.