Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, однако, при таможенном оформлении он имеет практически те же права и обязанности, что и юридическое лицо, за редким исключением. Во всяком случае, индивидуальный предприниматель имеет полное право заниматься внешнеэкономической деятельностью, соблюдая требования таможенного и налогового законодательства, а также соответствующих актов и постановлений.

Важные ограничения
Для индивидуального предпринимателя существуют ограничения по видам коммерческой деятельности. К примеру, ИП не разрешено импортировать и продавать алкогольную продукцию. В целом, особых ограничений на ведение внешнеэкономической деятельности для индивидуальных предпринимателей не установлено, однако, следует отметить, что иностранные партнеры все же предпочитают сотрудничать с юридическими лицами, а не с ИП.
Правила растаможки ИП
Товары, которые импортируются ИП через государственную границу, подлежат таможенному оформлению в выбранном таможенном режиме.
За индивидуальным предпринимателем, как за юридическим лицом, сохраняется обязанность уплаты таможенных платежей, которые состоят из суммы таможенного и прочих сборов, таможенной пошлины и НДС. Ставки, установленные для конкретной категории товара, можно узнать, классифицировав груз по товарной номенклатуре ВЭД. Рассчитанная самостоятельно или с помощью таможенного представителя сумма вносится на единый лицевой счет Федеральной таможенной службы заблаговременно, до начала таможенного оформления. Рекомендуется вносить сумму с запасом, поскольку иногда неправильно определяется ставка таможенной пошлины, или неправильно рассчитывается сама таможенная стоимость и подвергается корректировке. Остаток средств можно вернуть на личный расчетный счет, подав заявление в письменном виде.
Особенности таможенного оформления индивидуальных предпринимателей
Физические лица не имеют права получать разрешительные документы, декларации и сертификаты соответствия, заключении, СГР, лицензии и прочие подобные документы. Однако эти бумаги необходимы для таможенного оформления. И таможенное законодательство обязывает ИП соблюдать меры нетарифного регулирования, предоставляя некоторые права юридических лиц, поэтому ИП могут получать разрешения, лицензии и сертификаты/декларации.
Регистрация участников ВЭД
Раньше регистрация участников ВЭД была сложной процедурой, но сейчас, с введением электронного декларирования этот процесс упростился.
Все, что требуется от импортера, при первом обращении в таможенные органы в качестве декларанта подать документы, подтверждающие статус индивидуального предпринимателя и представляющие таможне определенные сведения о нем.
В перечень документов входят:
-
ФИО ИП;
-
свидетельства ИНН, ОГРНИП;
-
коды ОКПО и ОКВЭД;
-
банковские реквизиты ИП;
-
адрес регистрации по месту жительства;
-
свидетельство о регистрации ИП (ЕГРИП).
Этапы таможенного оформления для индивидуальных предпринимателей
Процедура таможенного оформления выглядит следующим образом:
-
Для начала собираются и изучаются основные документы, такие как контракт ВЭД, инвойс, упаковочный лист, техническое описание товара. В этих документах указаны необходимые сведения для классификации товаров по ТН ВЭД. А правильно подобранный код дает возможность подтвердить или исключить необходимость оформления дополнительных документов, разрешений, лицензий, сертификатов.
-
Затем выбирается определенная таможенная процедура, позволяющая в дальнейшем использовать товары по выбранному назначению.
-
На следующем этапе оформляются дополнительные документы: сертификаты и декларации соответствия, заключения. Обратите внимание, что если товары ввозятся в качестве сырья для последующего производства или для собственных нужд предприятия, то оформлять документы, подтверждающие соответствие техническим регламентам или ГОСТу не требуется.
-
Потом заполняется декларация на товары и декларации таможенной стоимости, указанные документы подаются в таможню. К ним прилагаются документы на поставку.
-
Сведения, представленные в декларации, проверяются, сверяются с теми сведениями, которые указаны в дополнительных документах, подтверждаются свойства и характеристики груза. Проверка декларации состоит из самостоятельных этапов:
-
В первую очередь проверяется корректность заполнения всех граф декларации.
-
Затем таможенный инспектор проверяет правильность подбора кода товара по ТН ВЭД.
-
Следом изучаются документы, подтверждающие стоимость товара и логистические расходы, чтобы узнать, правильно ли вычислена таможенная стоимость, которая является налоговой база для расчета таможенных платежей. Если предоставленных документов окажется недостаточно для подтверждения таможенной стоимости, то запрашиваются дополнительные документы.
-
Если декларация заполнена верно и достоверность сведений, указанных в документах, подтверждена, то товар помещается под выбранную таможенную процедуру.
-
После того как документы проверены, проведен таможенный осмотр и валютный контроль, таможенная очистка считается завершенной. Груз выпускают в свободное обращение. Его можно забрать со склада временного хранения по документам ДО1 или ДО2.
Нужно сказать, что таможня имеет право проверять декларацию через какое-то время после выпуска груза. Проверке подвергается таможенная стоимость, код ТН ВЭД, сумма уплаченных таможенных платежей. Сроки возможной проверки после выпуска груза могут составлять до 5 лет. До прекращения срока давности декларант должен хранить документы на импортированный груз.
Документы на поставку
Для таможенного оформления поставки индивидуальному предпринимателю понадобятся:
-
контракт ВЭД;
-
инвойс, счет/фактура;
-
упаковочный лист;
-
товарно-транспортные накладные (коносамент, CMR, TIR, железнодорожная накладная);
-
разрешительные документы, включая сертификаты и декларации, разрешения, лицензии.
Полный перечень документов зависит от вида товара и таможенного поста, на котором растамаживается груз.
Помощь СБ Карго
Компания «СБ Карго» помогает выполнить таможенное оформление импортируемых и экспортируемых грузов по двум основным схемам: на собственный контракт и на контракт клиента. Мы можем полностью взять на себя таможенное оформление, включая подготовку пакета документов: необходимых сертификатов, деклараций, разрешений. Можем и заключить договор напрямую с поставщиком и привезти груз в Россию, в последующем передав его клиенту по договору комиссии или договор купли-продажи.
Мы компетентны в международных перевозках и таможенном оформлении любых категорий грузов, в том числе ценных, опасных, скоропортящихся. Сотрудничать с нами удобно и выгодно. Чтобы воспользоваться нашими услугами, подготовьте инвойс, упаковочный лист и контракт ВЭД. Это основные документы, который нам потребуются для расчетов и заключения договора. Напоминаем наш телефон: +7(499)643-43-06 и электронную почту: info@sbcargo.ru.
ВНИМАНИЕ!
Уважаемые клиенты! Мы работаем только с собственниками грузов и готовой коммерческой документацией на товар. Чтобы получить консультацию, необходимо заключить с нами
договор таможенного представительства и предоставить: подписанный внешнеторговый контракт, инвойс, упаковочный лист.
Просьба формировать запросы с корпоративной почты компании. Обращения с почтовых адресов зарегистрированных на бесплатных почтовых сервисах, в соответствии с политикой безопасности компании, попадают в СПАМ.