Свидетельство таможенного представителя ФТС России № 0875/00
Таможенное оформление
и доставка грузов

ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР

ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

ВЭД - АГЕНТ

СОПРОВОЖДЕНИЕ
ИМПОРТНЫХ СДЕЛОК

ЛОГИСТИКА И
ОФОРМЛЕНИЕ ПОД КЛЮЧ

Проблемы применения предварительного таможенного декларирования товаров

Главная > Полезная информация > Проблемы применения предварительного таможенного декларирования товаров
Подбор параметров
К какой группе относится статья

Правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предусмотрена возможность таможенного декларирования с использованием особенностей таможенного декларирования[1]. Одной из таких особенностей является предварительное таможенное декларирование товаров с применением декларации на товары (ПТД).

ПТД применяется при помещении иностранных товаров под таможенные процедуры, в таких случаях:

  • когда таможенная декларация в отношении иностранных товаров подается до их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС;
  • когда таможенная декларация в отношении иностранных товаров подается до доставки товаров в место доставки, определенное таможенным органом отправления (если такие товары перевозятся в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита).

Цель предварительного таможенного декларирования – сократить время, затрачиваемое на выпуск иностранных товаров после их фактического прибытия на таможенную территорию ЕАЭС.


Экономия достигается за счет особой схемы совершения таможенных операций. Она предполагает проверку сведений, заявленных в таможенной декларации, без учета срока выпуска иностранных товаров. Сроки выпуска иностранных товаров при такой особенности таможенного декларирования начинают исчисляться с момента направления уведомления о прибытии товаров в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 3 статьи 114 Таможенного кодекса ЕАЭС по правилам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 119 Таможенного кодекса ЕАЭС.

При этом действующим Таможенным кодексом ЕАЭС именно на декларанта или таможенного представителя возложена обязанность по совершению таможенных операций, связанных с направлением уведомлений:

  • о прибытии иностранных товаров при предварительном таможенном декларировании;
  • о корректировке ПТД, если есть сведения, которые необходимо добавить в таможенную декларацию после прибытия товаров;
  • о ненаправлении корректировки ПТД.

В течение 30-дневного срока[2] декларант или таможенный представитель может не подавать уведомление о прибытии товаров, тем самым у таможенного органа есть дополнительное время проводить таможенный контроль в отношении декларируемых товаров.

Институт предварительного таможенного декларирования сродни предварительному информированию при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС, которое сейчас активно используется в системе таможенного регулирования в государствах-членах ЕАЭС. Предварительное информирование при ввозе товаров содержит сведения, которые после прибытия иностранных товаров могут использоваться для помещения этих товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Предварительное информирование, как и предварительное декларирование, упрощает проведение таможенного контроля товаров при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и сокращает время проезда пунктов пропуска.

Важно отметить, что «при предварительном таможенном декларировании применяются запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, действующие на день регистрации таможенным органом таможенного документа, которым изменяются (дополняются) сведения, заявленные в таможенной декларации, либо регистрации таможенным органом уведомления об отсутствии необходимости внесения изменений (дополнений) в декларацию на товары»[3]. Эта норма, которая позволяет декларанту и (или) таможенному представителю законным способом избежать административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 или 16.3 КоАП России. При регистрации ПТД, в случае отсутствия каких-либо документов или сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений[4], правонарушение не считается совершённым до того момента, пока не будет направлено уведомление о прибытии товаров, о котором упоминалось выше.

Однако все вышеперечисленные плюсы ПТД нивелируются некоторыми недоработками норм права ЕАЭС и законодательства РФ, что выражается в следующем.

Во-первых, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение[5]. При этом, как уже отмечалось, право ЕАЭС делает отступление для ПТД в части применения запретов и ограничений, в том числе соблюдения мер нетарифного регулирования.

Но на таможенной территории ЕАЭС при таможенном декларировании применяются и меры таможенно-тарифного регулирования, а также взимание налогов в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС. И эти меры не охватываются пунктом 5 статьи 114 Таможенного кодекса ЕАЭС, предусмотренным для запретов и ограничений. Иными словами, речь идёт о качественных характеристиках товаров, влияющих на классификацию товаров[6], что может отразиться на уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Во-вторых, декларант или таможенный представитель изначально несут ответственность за заявление таможенному органу сведений в предварительной таможенной декларации, связанных с количественными характеристиками товаров.

В первом или во втором, или одновременно в обоих указанных случаях декларант или таможенный представитель, подавая ПТД, может быть лишён права на проведение осмотра в отношении прибывших товаров[7] и уточнения (корректировки) предварительной таможенной декларации при направлении в таможенный орган уведомления о прибытии.

Это происходит по причине того, что после прибытия товаров в место доставки при таможенном транзите перевозчик подаёт документы о прибытии для регистрации в таможенном органе назначения[8]. С этого момента таможенный орган назначения начинает процесс завершения таможенной процедуры таможенного транзита, который осуществляется в установленные сроки: не позднее 4-х часов. Однако на этапе завершения таможенного транзита возможно проведение таможенного досмотра прибывших иностранных товаров[9].

После начала таможенного досмотра как формы таможенного контроля внесение каких-либо изменений в ПТД не допускается на основании пункта 1 статьи 112 Таможенного кодекса ЕАЭС, а равно как отзыв ПТД на основании абзаца 2 пункта 7 статьи 113 Таможенного кодекса ЕАЭС.

И, если на этапе таможенного досмотра (до завершения таможенного транзита) выявлены признаки административного правонарушения, например, по ч.1 и (или) ч.2 ст. 16.2 КоАП России, то декларант и (или) таможенный представитель также не имеет права на отзыв ДТ на основании абзаца 3 пункта 7 статьи 113 Таможенного кодекса ЕАЭС. Какая-либо корректировка во избежание привлечения к административной ответственности тоже смысла уже не имеет, так как сведения, заявленные в зарегистрированной ПТД, имеют юридическое значение.

Изложенная выше ситуация описывает негативную сторону института предварительного декларирования, делая бессмысленной применение такой особенности таможенного декларирования, в том числе лишая декларанта и (или) таможенного представителя права на проведение осмотра товаров для устранения неточностей после прибытия товаров в место доставки.

Можно сказать, что подача ПТД – это право декларанта или таможенного представителя, но не обязанность. Однако в соответствии с частью 3 статьи 101 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Минфин России может устанавливать случаи, когда предварительное таможенной декларирование является обязательным. В РФ сейчас действует Положение о проведении на территории Калининградской области эксперимента продолжительностью два года с 1 июня 2021 г. по 31 мая 2023 г. по маркировке федеральными специальными марками ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада. В рамках данного эксперимента применение предварительной таможенной декларации является обязательным.


[1] Пункт 7 статьи 104 «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // источник опубликования официальный интернет-ресурс Евразийской экономической комиссии: https://eec.eaeunion.org (далее – Таможенный кодекс ЕАЭС)


[2] Исчисление 30-дневного срока обусловлено пунктом 6 статьи 114 Таможенного кодекса ЕАЭС


[3] пункт 5 статьи 114 Таможенного кодекса ЕАЭС


[4] Определение понятия запретов и ограничений дано в подпункте 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС.


[5] согласно пункту 8 статьи 111 Таможенного кодекса ЕАЭС


[6] Классификация по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС) ЕТН ВЭД ЕАЭС) источник опубликования официальный интернет-ресурс Евразийской экономической комиссии: https://eec.eaeunion.org


[7] Подпункт 1 пункта 1 статьи 84 Таможенного кодекса ЕАЭС


[8] Пункт 7 статьи 151 Таможенного кодекса ЕАЭС, статья 119 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // источник опубликовании: http://publication.pravo.gov.ru


[9] Пункт 8 статьи 151 Таможенного кодекса ЕАЭС

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые клиенты!

Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися получателями, отправителями, собственниками грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.

Расчет таможенных платежей, классификация кода ТНВЭД ЕАЭС осуществляется на платной основе, в рамках проведения персональной консультации. Нам необходимо предоставить внешнеторговый договор с поставщиком, инвойс, упаковочный лист на готовую к отгрузке товарную партию.

Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе "Полезная информация", воспользовавшись поиском.

Самостоятельно рассчитать таможенные платежи вы можете с помощью нашего калькулятора.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Перейти к списку статей