ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР
ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ВЭД - АГЕНТ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
ИМПОРТНЫХ СДЕЛОК
ЛОГИСТИКА И
ОФОРМЛЕНИЕ ПОД КЛЮЧ
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2024 N 645 с 1 сентября 2024 года становится обязательной маркировка лекарственных препаратов ветеринарного назначения. На заключительном этапе, после проведения эксперимента по маркировке с 25 декабря 2023 года по 31 августа 2024 года, маркировка станет обязательной для всех участников рынка.
Маркировке подлежат отдельные категории ветеринарных препаратов, которые определяют по кодам ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2. Маркировка поможет улучшить контроль качества продукции и исключить оборот подделок или некачественных товаров среди отечественной и импортной продукции. Также эта мера позволит отслеживать спрос на конкретные препараты и вовремя предупреждать дефицит.
Подлежат маркировке лекарственные препараты для ветеринарного применения, указанные в соответствующем Постановлении. Чтобы определить, подпадают или нет товары под действие эксперимента, следует руководствоваться наименованием продукции, кодом ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2, а также наличием регистрационного удостоверения (РУ).
Согласно Постановлению, выделены следующие позиции товаров, подлежащих маркировке:
ТН ВЭД ЕАЭС |
ОКПД 2 |
---|---|
2936 90 000 9 2941 90 000 9 3001 20 900 0 3002 12 000 2 3002 12 000 3 3002 12 000 9 3002 15 000 0
3002 42 000 0 3002 90 300 0 3003 10 000 0 3003 20 000 0 3003 90 000 0 3004 3006 60 000 1 3808 91 800 0 |
21.10.51 21.10.54.120 21.10.54.180 21.10.60.193 21.20.10 21.20.21.110
21.20.21.130 21.20.22 21.20.23.190 |
Таким образом, маркировка затронет такие товары, как витамины и их производные, антибиотики для животных, препараты крови, лекарственные и контрацептивные средства, иммунные сыворотки, а также вакцины и анатоксины. Это могут быть препараты, упакованные в блистеры, аэрозольные баллончики, бутылки, банки, флаконы, тюбики, шприцы-тюбики, короба, а также выпускаемые в виде лент. Маркируют каждый шприц-тюбик, если он продается поштучно, а если шприцы-тюбики запакованы по несколько штук, то маркируют упаковку.
Исключаются из маркировки:
препараты, которые требуют хранения при температуре минус 60 градусов Цельсия и ниже, т.е. те которые хранятся и перевозятся в сосудах Дьюара;
предназначенные для рекламы, выставок – образцы, не подлежащие продаже;
товары, связанные с гостайной;
экспортируемая продукция.
Особенно маркировка затронет препараты зарубежного производства, так как именно в этом сегменте наблюдаются нарушения и контрафактные товары. Контрафакт зачастую распространяется через интернет-площадки. После введения обязательной маркировки предполагается, что эта проблема будет решена.
Введение маркировки лекарственных препаратов ветеринарного назначения с целью повышения прозрачности и безопасности в сфере обращения ветеринарных средств будет постепенным. Намечено несколько этапов маркировки, которые вступают в силу в 2024-2026 годах.
Этап 1. Старт обязательной регистрации (с 1 сентября 2024 года)
С этой даты каждый участник оборота ветеринарных препаратов, включая производителей, импортеров, дистрибьюторов, а также организации оптовой и розничной торговли, обязан зарегистрироваться в системе маркировки. Исключение составляют личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, а также сельскохозяйственные производственные кооперативы. Регистрация в системе является обязательной для всех, кто осуществляет оборот лекарственных средств для животных.
Процесс регистрации включает подачу заявления в систему и внесение информации о своих товарах в Национальный каталог. Для этого требуется зарегистрироваться в «Ассоциации ГС1 РУС», что обеспечит доступ к необходимым ресурсам и инструментам для дальнейшей работы с маркировкой. Все процессы, связанные с заказом кодов маркировки и их нанесением на упаковку, должны быть установлены и отлажены до 1 октября 2024 года.
Этап 2. Запуск обязательной маркировки (с 1 октября 2024 года)
На этом этапе производители и импортеры должны будут не только зарегистрироваться, но и приступить к нанесению кодов маркировки на упаковку своих ветеринарных препаратов. Важно помнить, что без наличия кодов запрещен оборот препаратов, произведенных или введенных в страну после этой даты. Продукция, произведенная или ввезенная до 1 октября 2024 года, может быть реализована без маркировки до истечения её срока годности.
Импортерам предоставляется дополнительный временной промежуток — с 1 по 31 октября 2024 года — для маркировки тех товаров, которые были приобретены до введения обязательной маркировки – до 1 октября 2024 года. В это время также следует завершить настройку всех процессов, касающихся учета кодов и подачи отчетности в систему.
Опт, розница, ветклиники и заводчики начинают проверять наличие КИЗов на продукции.
Этап 3. Вывод из оборота маркированных препаратов в рознице (с 1 марта 2025 года)
С начала весны 2025 года все участники оборота, включая аптеки и ветеринарные клиники, обязаны предоставлять сведения о каждом выводе из оборота маркированных лекарственных средств поэкземплярно. Это значит, что при продаже нужно будет сканировать коды маркировки на кассе, и информация о проведении операции будет передаваться в систему «Честный знак».
Этап 4. Вывод из оборота по прочим причинам (с 1 сентября 2025 года)
Осенью 2025 года все участники оборота должны отчитываться не только о продаже препаратов в розницу, но и о других случаях выведения из оборота, например, списании или утилизации.
Этап 5. Переход к полной прослеживаемости (с 1 марта 2026 года)
Март 2026 года ознаменует собой переход к обязательному поэкземплярному учету всех ветеринарных препаратов. Все участники этой цепочки должны будут передавать информацию о каждой единице маркированного товара, используя универсальный передаточный документ (УПД). Для этого потребуется внедрение электронного документооборота (ЭДО).
В УПД будут указывать коды маркировки. В отличие, к примеру, от растительных пищевых масел, где ведется объемно-сортовой учет, для этой категории товаров он не предусмотрен.
Прежде всего, маркировка затрагивает производителей ветеринарных препаратов, которые должны следить за соблюдением новых норм. Они обязаны маркировать свою продукцию и отчитываться о поступлениях и продажах в государственной информационной системе.
Импортеры, ввозящие зарубежные ветеринарные препараты на территорию России, также должны соблюдать требования системы "Честный знак". Они несут ответственность за правильность маркировки и учет всех поставок.
Оптовые компании и дистрибьюторы, осуществляющие поставки продукции в зоомагазины, ветеринарные аптеки и клиники, являющиеся звеном в цепочке поставок, должны не только контролировать наличие маркировки на товарах, но и вести учет продаж.
На розничных продавцов, таких как ветеринарные клиники, зоомагазины и аптеки, также возлагаются обязательства по маркировке и учету реализуемой продукции.
Попадают под действие новых норм, помимо прочих, организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся разведением и уходом за животными, включая агрохолдинги. Важно отметить, что крестьянско-фермерские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и личные подсобные хозяйства в маркировке не участвуют.
Таким образом, вся структура, связанная с производством, распространением и продажей ветеринарных препаратов, должна будет адаптироваться к новым правилам маркировки.
Оператором данной информационной системы является общество с ограниченной ответственностью «Оператор – ЦРПТ».
Участниками этого эксперимента могут стать заинтересованные лица, включая производителей ветеринарных препаратов, импортеров, ветеринарные клиники, дистрибьюторов, представителей розничной торговли, агрохолдинги. Все они могут внести свой вклад и участвовать в работе рабочей группы по маркировке в рамках эксперимента.
Маркировка ветеринарных препаратов включает в себя следующие этапы:
После приобретения препарата конечным покупателем товар выводится из оборота.
Внедрение маркировки ветеринарных препаратов в системе «Честный знак» будет способствовать повышению качества и безопасности данных продуктов, что важно как для производителей, так и для потребителей. Регулирование маркировки осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом постановлений Правительства и рекомендаций Россельхознадзора.
Этапы, которые должны пройти организации, чтобы успешно интегрироваться в новую систему.
Необходимо удостовериться в наличии действующего регистрационного удостоверения на ветеринарные препараты. Также важно получить электронную подпись на имя руководителя или директора компании, поскольку она понадобится для регистрации в системе «Честный знак» и работы с УПД. Кроме того, необходимо описать свою продукцию в Национальном каталоге.
Следующий этап включает в себя выбор и закупку оборудования для печати и нанесения уникальных кодов маркировки на упаковки, например ТСД, 2D сканер. Кроме того, нужно установить специализированное программное обеспечение для работы с маркировкой.
Производители и импортеры должны заказать коды маркировки через ЛК «Честного знака». Сначала необходимо произвести оплату за коды, каждый из которых стоит 60 копеек с НДС. После подтверждения платежа система сгенерирует и отправит необходимые Data Matrix коды. После получения кодов их следует напечатать и аккуратно нанести на упаковки ветеринарных препаратов. Производители могут распечатать коды самостоятельно на принтерах этикеток или передать их в типографию. Импортеры передают этикетки иностранным поставщикам, которые должны наклеить их на продукцию перед отгрузкой. Ввоз немаркированных препаратов на территорию России запрещен.
После нанесения маркировки производители обязаны сообщить в «Честный знак» о том, что продукция промаркирована и готова к введению в оборот. Импортеры также должны отчитываться перед системой после прохождения таможенных процедур. На данном этапе формирование электронного УПД становится критически важным: он служит основой для дальнейшей обработки и передачи информации о маркированных товарах.
При приемке товаров дистрибьюторы проверяют количество полученной продукции по кодам маркировки, указанным в УПД. До 1 марта 2026 года будет действовать объемно-сортовой учет, а после этого – поэкземплярный. Считывание кодов с использованием специального оборудования, такого как 2D-сканеры, станет обязательным.
При отгрузке товаров розничным точкам необходимо формировать новый УПД, в котором указываются данные о маркированных товарах. После подписания документа покупателем информация о передаче прав на коды маркировки отправляется обратно в систему.
Розничные продавцы проверяют корректность кодов при получении продукции. После 1 марта 2025 года при продаже товар должен сканироваться. В результате информация о продаже фиксируется в чеке и отправляется в систему «Честный знак».
Соблюдение требований строго контролируется и при нарушении участники могут подвергнуться финансовым санкция. Также невыполнение обязательств в особо крупных размерах влечет за собой уголовную ответственность.
С 1 октября 2024 года если ветеринарный препарат не имеет кода маркировки или этот код не читается, то для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц штраф составит от 5 до 10 тысяч рублей. Для юридических лиц сумма штрафа колеблется от 50 до 300 тысяч рублей.
В случае отсутствия регистрации в системе маркировки или передачи товаров без уведомления системы могут накладываться штрафы от 1 до 10 тысяч рублей для должностных лиц, и от 50 до 100 тысяч рублей для юрлиц.
За более серьезные нарушения, такие как оборот препаратов без маркировки в крупных размерах, предусмотрена уголовная ответственность. В этом случае штрафы могут достигать до 1 миллиона рублей, а также возможно лишение свободы до шести лет с конфискацией имущества.
Если на упаковке ветеринарного препарата обнаружен поддельный код, минимальные штрафы составят до 300 тысяч рублей, либо ждет уголовная ответственность, включая лишение свободы на срок до трех лет и последующий штраф.
Учитывая серьезность последствий, участникам рынка, включая импортеров, следует тщательно соблюдать требования по маркировке товаров. «СБ Карго» предлагает помощь при импорте продукции и в маркировке товаров перед таможенным оформлением. Мы предоставляем профессиональную помощь на каждом этапе, можем передать коды поставщикам, проконтролировать нанесение КИЗов на продукцию. Вы можете обратиться к нам, если вас интересуют услуги «под ключ» при импорте ветеринарных препаратов, подлежащих маркировке. Мы организуем логистику и таможенное оформление самостоятельно.
Уважаемые клиенты!
Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися получателями, отправителями, собственниками грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.
Расчет таможенных платежей, классификация кода ТНВЭД ЕАЭС осуществляется на платной основе, в рамках проведения персональной консультации. Нам необходимо предоставить внешнеторговый договор с поставщиком, инвойс, упаковочный лист на готовую к отгрузке товарную партию.
Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе "Полезная информация", воспользовавшись поиском.
Самостоятельно рассчитать таможенные платежи вы можете с помощью нашего калькулятора.