ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
ИМПОРТНЫХ СДЕЛОК
ЛОГИСТИКА И
ОФОРМЛЕНИЕ ПОД КЛЮЧ
С 1 октября 2024 г. действуют новые ставки утилизационного сбора. Эта мера вызвала широкий отклик как среди импортеров, так и среди обычных потребителей.
Утилизационный сбор был изначально введен в 2012 году и взимается за утилизацию транспортных средств после окончания их срока службы. Этот сбор применяется ко всем новым и импортируемым автомобилям и направлен на стимулирование ответственного обращения с отходами и поддержку экологически чистых методов утилизации.
С 1 октября 2024 года в России начнет действовать долгосрочная система индексации утилизационного сбора. Первоначальное увеличение составит 70-85%, что значительно выше предыдущих показателей. А затем, согласно новым правилам, последующая индексация будет происходить ежегодно и составит от 10 до 20% вплоть до 2030 года.
Ввоз по старым ставкам утилизационного сбора возможен, если автомобиль ввезен до 1 октября 2024 года, а расчет утилизационного сбора подан до 15 октября 2024 года.
Индексация коснется всех автомобилей, которые ввозятся юридическими лицами. Физических лиц, которые ввозят авто для личного пользования с объемом двигателя до 3000 куб. см, повышение ставок не затронет. Ставки так и останутся на уровне 0,17 – для транспортных средств не старше 3 лет и на уровне 0,26 – для автомобилей возрастом более 3 лет. Однако в случае ввоза машин с объемом двигателя более 3000 куб. см, увеличение будет не просто заметным. Ввоз таких машин уже с 1 октября становится фактически нецелесообразным из-за слишком высокого утилизационного сбора, а к 2030 году ставка составит 189,17 и 289,6, соответственно, для новых и старых машин с объемом двигателя от 3000 куб. см до 3500 куб. см, а для машин с двигателем более 3500 куб. см ставка будет еще выше – 240,89 и 316,67.
В части дорожно-строительной техники принято решение об индексации утилизационного сбора с 1 января 2025 года с увеличением ставки на 15% ежегодно. При этом на некоторые виды специализированной техники, производство которых в Российской Федерации пока находится на этапе освоения, предусмотрена отложенная индексация, которая вступит в силу не ранее 2026 и 2028 годов (на экскаваторы и экскаваторы-погрузчики).
Добавление новых условий для ввоза автомобилей под льготный утилизационный сбор, который составляет 3400 рублей для новых автомобилей и 5200 рублей – для старых, усложняет процесс. Если ранее было возможно обойти повышенные сборы через схемы, связанные с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), то новые правила ставят под сомнение финансовую целесообразность таких операций. Раньше проблему решали так, ввозили транспортное средство через страну ЕАЭС, растамаживали там, а потом спокойно продавали в России. Беларусь вообще была известна как перевалочная база для автомобилей, потому что отдельным категориям граждан в Беларуси установлена льгота на таможенные платежи в размере 50%. Предприимчивые люди эту льготу продавали, и даже несмотря на оплату «услуг», получалась существенная экономия.
Теперь импортёрам нужно учитывать, что:
Другими словами, ввоз через ЕАЭС теперь не поможет сэкономить, придется платить коммерческий утильсбор, либо ждать 1 год и платить льготный. Для сравнения, самая низкая ставка коммерческого утилизационного сбора составляет 7,51, что в денежном выражении равно 150 200 рублей. Это при условии ввоза нового автомобиля с объемом двигателя до 1000 куб. см. А если, скажем, ввозится авто с объемом двигателя от 2000 куб. см до 3000 куб. см, то ставка будет уже 78,14 или 1 562 800 рублей.
Суммы коммерческого утилизационного сбора с 1 октября 2024 года, исходя из базовой ставки 20000 руб.:
Объем двигателя |
до 1000 см³ |
1001 – 2000 см³ |
2001 – 3000 см³ |
3001 – 3500 см³ |
свыше 3500 см³ |
|||||
k |
сумма (руб.) |
k |
сумма (руб.) |
k |
сумма (руб.) |
k |
сумма (руб.) |
k |
сумма (руб.) |
|
Автомобили младше 3-х лет |
7,51 |
150200 |
27,81 |
556200 |
78,14 |
1562800 |
89,73 |
1794600 |
114,26 |
2285 200 |
Автомобили старше 3-х лет |
19,17 |
394000 |
48,91 |
978200 |
118,31 |
2366200 |
137,36 |
2747200 |
150,2 |
3004000 |
С увеличением утилизационного сбора для многих видов автомобилей, импортёры окажутся под давлением роста цен. Это повлияет на маржинальность бизнеса, особенно для тех компаний, которые ориентированы на массовый сегмент. Высокие затраты на утилизацию могут вынудить многих импортеров пересмотреть свою ценовую политику или сократить маржу, что, в свою очередь, приведет к увеличению конечных цен для потребителей. Изменения коснутся большей части категорий ТС. Интересно, что для седельных тягачей и маршрутных транспортных средств с объемом двигателя свыше 10000 куб. см размер сбора индексироваться не будет.
Введение новых ставок утилизационного сбора с 1 октября 2024 года, безусловно, окажет серьезное влияние на рынок автомобилей в России. Существенное увеличение ставок, а также нововведения в уплате льготного утилизационного сбора, создадут определенные вызовы как для импортеров, так и для конечных потребителей. Отмеченные положения, касающиеся индексации и условий импорта через страны ЕАЭС, указывают на необходимость пересмотра бизнес-моделей участников рынка.
Уважаемые клиенты!
Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися получателями, отправителями, собственниками грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.
Расчет таможенных платежей, классификация кода ТНВЭД ЕАЭС осуществляется на платной основе, в рамках проведения персональной консультации. Нам необходимо предоставить внешнеторговый договор с поставщиком, инвойс, упаковочный лист на готовую к отгрузке товарную партию.
Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе "Полезная информация", воспользовавшись поиском.
Самостоятельно рассчитать таможенные платежи вы можете с помощью нашего калькулятора.