Свидетельство таможенного представителя ФТС России № 0875/00
01:51
Таможенное оформление
и доставка грузов

Магазины беспошлинной торговли

Главная > Полезная информация > Магазины беспошлинной торговли

Применение таможенной процедуры беспошлинной торговли

Ст. 33 Таможенного кодекса ЕАЭС определены особенности процедуры беспошлинной торговли:

  • содержание, применение, сроки;
  • условия помещения товаров под процедуру;
  • возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе срок их уплаты и исчисление.


Таможенная процедура беспошлинной торговли применяется в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС. В соответствии с ней такие товары находятся и реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли (далее – МБТ) без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Но только в том случае, если соблюдаются условия помещения товаров под эту таможенную процедуру и критерии их использования.

До вступления в силу Кодекса Союза товары, помещённые под таможенную процедуру беспошлинной торговли (далее – Товары Дьютифри), реализовывались:

  • физическим лицам, покидающим таможенную территорию ЕАЭС;
  • дипломатическим представительствам; консульским учреждениям;
  • представительствам государств при международных организациях; международным организациям или их представительствам, расположенным на таможенной территории Союза;
  • членам дипломатического персонала дипломатического представительства, международных организаций или их представительств;
  • консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними;
  • персоналу (сотрудникам, должностным лицам) представительств государств при международных организациях.

Новшеством стало расширение круга физических лиц, которым разрешена реализация Товаров Дьютифри:

  • физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС;
  • физическим лицам, выезжающим из одного государства-члена в другое государство-член, и физическим лицам, въезжающим в одно государство-член из другого государства-члена;
  • иным организациям или их представительствам и их персоналу, если такая реализация предусматривается законодательством государства-члена, на территории которого расположены такие организации или их представительства.

Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2018 года № 1512  «Об утверждении перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается реализация товаров физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным или водным транспортом» установлен перечень пунктов пропуска. В этих пунктах пропуска допускается расположение торговых залов МБТ, где разрешена реализация Товаров Дьютифри физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС.

В случае реализации Товаров Дьютифри физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС, отпуск алкогольных напитков и пива, табака и табачных изделий должен осуществляться с соблюдением количественных норм, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов. В настоящее время количественные нормы по ввозу алкогольной продукции, табака и табачных изделий регламентированы Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».


Перечень магазинов беспошлинной торговли в РФ, в которых товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализуются категориям лиц, обозначенным до вступления в силу Кодекса Союза, в настоящее время Правительством РФ не определён.

Если иностранные Товары Дьютифри реализуются физическим лицам, выезжающим из одного государства-члена в другое государство-член, и физическим лицам, въезжающим в одно государство-член из другого государства-члена (пп. 2 п. 2 ст. 247 Кодекса Союза), то завершение таможенной процедуры происходит после помещения данных иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, уже после реализации.

В новом законодательстве о таможенном регулировании также закреплены нормы о применении таможенной процедуры таможенного транзита.

Таможенная процедура таможенного транзита не завершает таможенную процедуру беспошлинной торговли в отношении иностранных товаров Дьютифри (норма ч. 6 ст. 178 Федерального закона о таможенном регулировании (далее – Закон)) в следующих случаях:

  1. При перемещении Товаров Дьютифри между складом и торговым залом одного владельца магазина беспошлинной торговли, если указанные помещения МБТ располагаются в регионах деятельности различных таможенных постов, но в пределах одной таможни (таможенного органа, включившего юридическое лицо – владельца магазина — в реестр владельцев МБТ).
  2. При перемещении товаров между местом хранения, в котором они находились при помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли, и складом (торговым залом МБТ), если указанные место хранения и помещения МБТ располагаются в регионах деятельности различных таможенных органов. Норма, к примеру, применяется при помещении ювелирных изделий под таможенную процедуру беспошлинной торговли при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС на Специализированных таможенных постах не в регионе деятельности таможни, где функционирует магазин беспошлинной торговли. После выпуска в таможенной процедуре беспошлинной торговли ювелирные изделия под таможенным транзитом перемещаются со Специализированного таможенного поста в магазин беспошлинной торговли без завершения таможенной процедуры беспошлинной торговли.

Владельцы магазинов беспошлинной торговли

Условия включения юридического лица в реестр владельцев магазина беспошлинной торговли (далее – Реестр МБТ) устанавливаются Таможенным кодексом ЕАЭС (Глава 60) и Законом.

Условия включения в Реестр МБТ


  1. Сооружения и (или) помещения (части помещений), предназначенные для использования в качестве магазина беспошлинной торговли находятся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде и отвечают требованиям, устанавливаемым ст. 380 Закона. Если сооружения, помещения или их части находятся в аренде, то договор аренды в их отношении день подачи заявления о включении в реестр владельцев МБТ должен быть заключен на срок не менее 6 месяцев.
  2. Получены регистрационные или разрешительные документы на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством РФ. Например, если владелец МБТ планирует ввозить в магазин беспошлинной торговли алкогольную продукцию для реализации, то, в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», необходимо получить соответствующую лицензию.
    При этом, если юридическое лицо не планирует осуществлять розничную торговлю в МБТ товарами, требующими наличия разрешений (лицензий), то данное условие не повлияет на включение этого лица в Реестр МБТ.
  3. На день обращения в таможенный орган отсутствует просроченная задолженность по таможенным платежам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, пеням, процентам.
  4. Предоставлено обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца МБТ, в размере двух с половиной миллионов рублей. Предоставленное обеспечение распространяет свое действие на все территории МБТ, включая торговые залы одного владельца магазинов беспошлинной торговли, функционирующих в регионе деятельности одного таможенного органа, включившего соответствующее лицо в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
    Поскольку юридическое лицо в Реестр МБТ включает таможня (административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли, утверждённой приказом ФТС России от 25.11.2011 № 2398), то обеспечение на все помещения территории МБТ предоставляется в таможню.
  5. Отсутствует просроченная задолженность по уплате административного штрафа, назначенного владельцу МБТ на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 16.2, 16.3, 16.14, 16.15,16.19, частями 2 и 3 статьи 16.23 КоАП РФ.
  6. Юридическое лицо не является:
    • казенным предприятием;
    • организацией или государственным унитарным предприятием, указанным в части 1 статьи 274 Закона;
    • организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие, указанное в части 1 статьи 274 Закона.
  7. Регистрация в личном кабинете. Личный кабинет представляет собой информационный ресурс, принадлежащий федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС России). Ресурс размещен в сети "Интернет" и используется для организации обмена электронными документами и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами и заинтересованными лицами (в данном случае владельцем МБТ).

Ещё важными условиями включения юридического лица в Реестр МБТ являются:

  • согласование открытия МБТ с пограничными органами РФ (ч. 4 ст. 377 Закона);
  • согласование порядка функционирования МБТ с таможней (ч. 5 ст. 377 Закона).

Причём согласование порядка функционирования МБТ с таможней является новеллой в законодательстве РФ о таможенном регулировании. Сведения, которые должны обязательно содержаться в данном порядке, определяются в ст. 380 Закона.

Свидетельство о включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли должно содержать:

  • наименование владельца магазина беспошлинной торговли, указание его организационно-правовой формы и места нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;
  • место нахождения торгового зала МБТ;
  • место нахождения склада МБТ;
  • сведения о площади склада МБТ;
  • наименование таможенного органа (таможни), выдавшего свидетельство;
  • дату выдачи свидетельства и его номер.

Форма Свидетельства, порядок его выдачи утверждается Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли, утверждённой приказом ФТС России от 25.11.2011 № 2398.

Основания исключения из Реестра МБТ


  1. Если владельцем МБТ не соблюдаются условия включения в Реестр МБТ, таможенная процедура беспошлинной торговли, а также присутствуют административные правонарушения в области таможенного дела:
    1. Владелец МБТ не выполняет обязанности по соблюдению условий включения в реестр владельцев МБТ:
      • В собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде отсутствуют сооружения и (или) помещения (части помещений), предназначенные для использования в качестве магазина беспошлинной торговли либо они не отвечают требованиям, устанавливаемым статьёй 380 Закона.
      • Отсутствуют или прекратили свое действие регистрационные или разрешительные документы на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством РФ.
    2. Владелец МБТ не исполняет обязанности по соблюдению дополнительных условий включения в Реестр МБТ в соответствии с Законом:
      • Не предоставляет обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца МБТ, в размере двух с половиной миллионов рублей, либо нарушает условия непрерывности обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца МБТ согласно пункту 5 статьи 63 Таможенного кодекса ЕАЭС.
      • Имеет просроченную задолженность по уплате административного штрафа, назначенного владельцу МБТ на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 16.2, 16.3, 16.14, 16.15, 16.19, частями 2 и 3 статьи 16.23 КоАП РФ.
      • Юридическое лицо является казенным предприятием, организацией или государственным унитарным предприятием, указанным в части 1 статьи 274 настоящего Закона, организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие, указанное в части 1 статьи 274 настоящего Закона.
      • Не зарегистрирован в личном кабинете ФТС России.
    3. Не соблюдаются условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой беспошлинной торговли, установленных пунктом 3 статьи 244 Таможенного кодекса ЕАЭС.
    4. Сохранность товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и не реализованных в магазине беспошлинной торговли, не обеспечивается.
    5. Не обеспечивается возможность проведения таможенного контроля.
    6. Отсутствует возможность ведения учёта поступления товаров в МБТ и их реализации в этом магазине, а также представления таможенным органам отчетности о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством РФ.
    7. Не исполняется обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, предусмотренных статьей 247 Таможенного кодекса ЕАЭС, не позднее последнего дня срока, указанного в уведомлении, направленном таможенным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 55 и пунктом 3 статьи 73 Таможенного кодекса ЕАЭС.
    8. Владелец МБТ привлекается к административной ответственности за административное правонарушение в области таможенного дела, предусмотренное частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, и (или) два и более раза привлекается к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьями 16.2, 16.3, 16.15, частями 2 и 3 статьи 16.19, частями 2 и 3 статьи 16.23 КоАП РФ, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, при условии, что сумма наложенных административных штрафов по указанным статьям составляет, по совокупности, пятьсот тысяч рублей и более.
  2. Заявление владельца МБТ об исключении его из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли.
  3. Ликвидация юридического лица, включенного в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
  4. Реорганизация юридического лица, включенного в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством РФ.

Включение в Реестр МБТ


Для включения в Реестр МБТ заявитель подаёт соответствующее заявление в электронном виде, заверенное усиленной квалифицированной электронной подписью. Это Заявление о включении в Реестр МБТ включает:

  • обращение заявителя в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр МБТ;
  • сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о месте нахождения, об открытых банковских счетах заявителя;
  • сведения о сооружениях и (или) помещениях (частях помещений), находящихся во владении заявителя и предназначенных для использования в качестве МБТ, об их месте нахождения, обустройстве, оборудовании и о материально-техническом оснащении;
  • сведения о предоставлении обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца МБТ, если такое обеспечение предоставлено до подачи или одновременно с подачей заявления о включении в Реестр МБТ;
  • сведения о регистрационных или разрешительных документах на розничную торговлю, если такое разрешение предусмотрено законодательством РФ;
  • сведения о согласовании открытия МБТ с пограничными органами;
  • сведения о согласовании порядка функционирования МБТ с таможней, в регионе деятельности которых предполагается нахождение МБТ.

Для подтверждения сведений, указанных в заявлении о включении в Реестр МБТ, заявитель, в соответствии с ч. 2 ст. 379 Закона, прилагает следующие подтверждающие документы:

  1. Свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе.
  2. Документы, подтверждающие право владения заявителем сооружениями и (или) помещениями (частями помещений), предназначенными для использования в качестве МБТ: свидетельство о праве собственности, договор аренды (субаренды) или иные документы.
  3. Планы и чертежи сооружений и (или) помещений (частей помещений), предназначенных для использования в качестве МБТ с указанием площадей, размеров, указанием входа (входов) в помещения МБТ.
  4. Документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца МБТ, если такое обеспечение предоставлено до подачи или одновременно с подачей заявления о включении в Реестр МБТ. Такими документами являются в зависимости от вида обеспечения:
    • копия платёжного поручения и копия электронной таможенной расписки о принятии денежного залога (в настоящее время таможенные расписки оформляются в электронном виде и направляются заявителю через личный кабинет);
    • копия ранее принятой таможней банковской гарантии (если оригинал ранее направлялся в таможню) и копия электронной таможенной расписки;
    • копия договора поручительства (оригинал, как правило, направляет в таможню компания-поручитель) и копия электронной таможенной расписки.
  5. Подтверждение из банков об открытых в них счетах заявителя.
  6. Регистрационные или разрешительные документы на розничную торговлю, если такие документы предусмотрены законодательством РФ.

Вместе с документами, указанными в ч. 2 ст. 379 Закона, заявитель вправе представить документ, подтверждающий факт внесения записи о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

Требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли, порядок его учреждения и функционирования определены ст. 380 Закона.

Поскольку МБТ располагаются на территории РФ, то к ним применяются все правила реализации товаров, которые установлены законодательством РФ. При этом, согласно мнению Минфин РФ, изложенному в письме от 21.09.2018 № 03-10-11/67745, подготовка отдельных правил реализации товаров в МБТ в настоящее время не требуется.

Новеллой законодательства РФ о таможенном регулировании является тот факт, что одним из оснований включения лица в Реестр МБТ считается наличие согласованного с таможней порядка функционирования МБТ согласно ст. 380 Закона. При этом на основании ч. 2 ст. 381 Закона владелец МБТ сам определяет категории лиц, которым допускается реализация товаров, после согласования этого порядка с таможней, в регионе деятельности которой функционирует магазин.

Под категориями лиц подразумеваются лица, указанные в п. 2 ст. 423 Таможенного кодекса ЕАЭС.

ВНИМАНИЕ!
Законодательство в РФ быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Рекомендуем обратиться к нашим специалистам, которые бесплатно проконсультируют Вас и ответят на Ваши вопросы. Это можно сделать, заполнив форму ниже или позвонив по телефону +7 (499) 643-43-06
Похожие статьи
Перейти к списку статей
Узнать стоимость доставки груза
Откуда
Куда
Ваш номер телефонаВаш телефон
Получить расчёт