ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
ИМПОРТНЫХ СДЕЛОК
ЛОГИСТИКА И
ОФОРМЛЕНИЕ ПОД КЛЮЧ
Турция расположена на пересечении крупных торговых путей. Товарные потоки из Европы и Азии соединяются здесь, чтобы потом вновь разойтись в нужных направлениях. Товарооборот между Россией и Турцией всегда был больше, чем с другими соседними странами. И даже периоды спада, сопутствующие политическим разногласиям и пандемии, не изменили ситуацию коренным образом. После введения антироссийских санкций в 2022 году роль Турции возросла, однако, затем по статистике начала 2024 года поставки в Россию за год сократились на 33%. Объясняется это ужесточением санкционного контроля и опасностью вторичных санкций. Падение касается и экспорта, и импорта. В результате Турция потеряла свой статус главного хаба для параллельного импорта.
В Турции развиты строительная, текстильная, фармацевтическая, аграрная отрасли, судостроение. Турция производит на экспорт одежду, обувь и текстиль, фрукты и овощи – товары, которые пользуются спросом в России. Более сотни видов экзотических фруктов импортируются из этой страны в Россию ежегодно. Среди них инжир, гранат, айва, мушмула, а также известные и популярные у нас – клубника и гранат.
Турция экспортирует практически любые виды товаров, включая:
рефрижераторные грузы – косметику, лекарственные средства;
опасные грузы – например, химическую продукцию;
подакцизные товары – алкоголь, транспортные средства и другое;
скоропортящуюся продукцию – в частности фрукты и овощи;
негабарит;
бытовую технику и оборудование;
насыпные и наливные грузы.
Зная объем отправляемого груза, импортер может выбрать, каким способом доставить товар – генеральным или сборным грузом.
Если груз может полностью заполнить 20- или 40 футовый контейнер, целесообразно оформлять его как генеральный груз. Для его перевозки используется один пакет документов, он доставляется в одной и той же таре, независимо от пункта назначения, поставку легко отследить, а сроки доставки минимальные из возможных. Однако груз нужно будет подготовить к перевозке: привести упаковку, маркировку и перечень документов в соответствие с требованиями. Такой способ оптимален для импортеров, которым нужно перевозить средние и крупные партии товаров и где требуется максимальная защита груза от повреждений.
Для перевозки небольших партий используют другой способ – сборный. Этот вариант привлекателен для небольших компаний и фирм, которые импортируют товары из Турции мелкими партиями. В этом случае стоимость доставки будет напрямую зависеть от количества занимаемых грузовых мест. Такой груз формируется из нескольких партий, которые отправляются в одном направлении, но к разным получателям. Товары собираются на складе, должным образом оформляются и загружаются на транспортное средство. Импортер экономит на транспортных расходах, но при этом увеличиваются сроки доставки и процедуры таможенного оформления. Как правило, таможенное оформление более сложное, потому что каждому грузу присваивается отдельный код ТН ВЭД, каждый заказчик предоставляет свои документы на груз. При таможенном оформлении таможенному инспектору необходимо проверить множество коробок и пакетов, а также документы на каждую партию товаров. Если ошибки допущены хотя бы в одном документе, задерживается таможенное оформление всех партий.
Между основными экономическими центрами России и Турции проложены логистические маршруты. Из Турции товары отправляют чаще всего из Стамбула, Анталии, Измира, Трабзона, Эфеса. В России основными пунктами доставки являются Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Новороссийск, Екатеринбург. Впрочем, груз могут получать клиенты из других городов. Но именно вышеперечисленные города являются своего рода распределительными центрами, откуда грузы перевозятся уже местным автомобильным и железнодорожным транспортом на склады получателей.
Стоимость грузоперевозки зависит от вида транспорта, сложности логистического маршрута, специфики товара, дополнительных услуг. Из-за логистического кризиса стоимость поставок растет.
И Россия, и Турция имеют выход к Чёрному морю, поэтому морские перевозки между ними выгодны и удобны, могут использоваться в качестве одного из этапов мультимодальной перевозки или как самостоятельный способ доставки.
Морской вариант доставки актуален при импорте и транзите товаров из Турции или в обратном направлении. Схема доставки разрабатывается под каждую партию товаров. Самыми основными портами в Турции считаются:
Амбарли;
Гемлик;
Измир;
Измит;
Искендерун;
Мерсин;
Стамбул;
Алиага.
Для импорта и экспорта грузов в Россию преимущественно используется Амбарли.
Этапы транспортировки в импортном направлении выглядят следующим образом:
Товары направляются морем из пункта отправки в Стамбул.
Там, если груз перевозился контейнерным оператором, который отказался от сотрудничества с Россией, товары перегружаются в морской контейнер другой линии.
После перегрузки товары отправляются из порта Амбарли в порт Новороссийска.
Далее груз отправляется автомобильным или железнодорожным транспортом в конечный пункт назначения.
При экспортной отправке этапы транспортировки выполняются в обратном порядке. Благодаря небольшой протяжённости маршрута доставка занимает порядка 7 дней.
Морем в Россию импортируют из Турции не только товары длительного хранения, такие как, например, текстильная продукция, но и товары, которые требовательны к срокам и условиям перевозки. Сюда следует отнести, прежде всего, продовольственную продукцию – фрукты, овощи, ягоды, кондитерскую продукцию, фармацевтические препараты, оборудование и бытовую технику, химическую продукцию.
В виду того, что между Россией и Турцией нет прямого железнодорожного маршрута, железнодорожное сообщение используется в качестве одного из этапов мультимодальной доставки, либо товары отправляются из Турции или из России в Турцию транзитом через другие государства. Этот способ менее удобен, чем другие. Но железнодорожные перевозки пока единственные не попали под санкции ЕС.
Авиадоставка используется как самостоятельный способ транспортировки для доставки срочных отправлений. При необходимости доставки груза «до двери» применяются мультимодальные схемы.
Товар перевозится автомобильным или железнодорожным транспортом в международный аэропорт Турции, затем по воздуху отправляется в международный аэропорт в РФ, откуда груз вывозится автомобильным или железнодорожным транспортом до склада заказчика. Грузы перевозятся грузовыми и пассажирскими рейсами.
Наиболее популярный маршрут авиадоставки в Турцию из Москвы, но далеко не единственный. Можно доставить груз в Анкару, Анталью, Измир, Стамбул, Адану, Самсун и другие города Турции, а также в обратном направлении.
Перевозка грузов возможна несколькими авиакомпаниями:
S7;
Аэрофлот;
Air Arabia;
Gulf Air;
Qatar Airways;
Mahan Air;
Flydubai;
Turkish Airlines;
SOUTHWIND AIRLINES.
Стоимость перевозки зависит от авиакомпании и веса груза.
Если конечным или начальным пунктом назначения является Анталья или Стамбул, прямым рейсом можно отправить груз, из следующих городов:
Челябинск;
Владикавказ;
Волгоград;
Екатеринбург;
Жуковский;
Казань;
Махачкала;
Минеральные Воды;
Нижний Новгород;
Новосибирск;
Оренбург;
Пермь;
Самара;
Санкт-Петербург;
Уфа.
Самолеты из Стамбула в Россию летают из:
Грозного;
Ставрополя;
Тюмени.
Из Москвы и Сочи доступна более широкая карта маршрутов:
из Москвы – в Анкару, Анталью, Бодрум, Газипашу, Даламан, Измир, Стамбул и в обратном направлении.
из Сочи – в Бодрум, Анталью, Даламан, Стамбул и в обратном направлении.
По запросу можно сформировать маршрут в/из любого международного аэропорта Турции.
Россия и Турция не имеют смежных границ, поэтому прямого сухопутного маршрута между странами нет. Грузоперевозки из Турции автомобильным транспортом предусматривают транзит через Грузию, Болгарию, Армению, Азербайджан.
В настоящее время популярность получила автодоставка грузов через паромные переправы по следующим направлениям:
Для увеличения пропускной способности транспортного коридора, а также в связи с запретом со стороны Грузии в 2022 году на перевозку транзитных грузов из Евросоюза российскими транспортными операторами начали прорабатываться и запущены сервисы по доставке грузом паромным сообщением по следующим направлениями:
порт Самсун – порт Новороссийск (терминал НУТЭП, регулярное паромное сообщение запущено с ноября 2022 года), маршрут для перевозки грузовых автомобильных транспортных средств;
порт Самсун – порт Темрюк (для перевозки в основном только полуприцепов);
порт Карасу – порт Кавказ (регулярное паромное сообщение запущено с апреля 2022 года и прекращено в ноябре 2022);
порт Карасу – порт Новороссийск (регулярное паромное сообщение запущено с ноября 2022 года.), маршрут для перевозки грузовых автомобильных транспортных средств.
По причине недостаточной пропускной мощности порта Зонгулдак в конце 2022 был запущен новый сервис по направлению:
Таможенное оформление товаров, которые доставляются транзитом через Турцию может быть осуществлено по процедуре таможенного транзита или по процедуре реэкспорта. Вариант таможенного оформления уточняется после прояснения всех условий поставки.
Таможенное оформление сопровождается подачей декларации и пакета сопроводительных документов. К основным относятся инвойс, упаковочный лист, контракт ВЭД. Какие ещё документы будут необходимы для таможенного оформления, зависит от вида транспорта и особенностей груза.
В комплект документов для юридических лиц входят:
Для индивидуальных предпринимателей:
На оформление импортируемых товаров подаются:
Экспортные товары сопровождаются:
Несоблюдение таможенных требований ведёт к непредвиденным расходам и увеличению продолжительности процесса таможенного оформления. Мы рекомендуем тщательно готовить документы, уточнять, какие именно бумаги требуются в вашем случае, а при необходимости обращаться к услугам посредника. Наша компания поможет с оформлением необходимых сопроводительных документов и выполнит таможенное оформление любых видов грузов.
В 2022 году Турция взяла на себя роль хаба, через который в Россию поставлялись европейские грузы, поскольку Турция не выступала с активной поддержкой санкций и удобно расположена относительно российских границ. Объем товарооборота России и Турции только с января по сентябрь увеличился в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, что в денежном выражении составило 45 млрд долларов. В целом же товарооборот за 2022 год достиг почти 60 млрд долларов. Увеличение товарооборота связывали с введением параллельного импорта и транзитом товаров через Турцию. Изменения в логистических цепочках, закрытие одних транспортных коридоров и открытие новых маршрутов и способов доставки поспособствовало изменению роли Турции в структуре товарооборота России.
Схема ввоза импорта через Турцию выглядела так. Товары из ЕС, которые будут отправлены в Россию, доставлялись перевозчиком в свободную экономическую зону. Там груз в результате перемаркировки приобретал статус турецкого и отправлялся в Россию. Благодаря этой схеме Россия продолжала получать критически важные для себя товары европейского производства. Услуги перемаркировки были платными. Комиссия Турции составляла порядка 13%. Были организованы склады, где производилась смена получателя и перемаркировка. Чтобы оплатить товар, проводилась двойная конвертация.
Однако в 2023 году произошел спад товарооборота на 11 млрд долларов и в результате он составил только 48,5 млрд долларов. Объем товарооборота снизился из-за блокировки трансграничных платежей. Со стороны Европы и Америки отслеживаются товарные потоки, идущие в Россию через третьи страны и оказывается давление именно на финансовый сектор, за исключением только тех случаев, когда дело касается товаров первой необходимости или товаров, которые не являются санкционными. В статистике по объему экспорта из Турции Россия заняла восьмое место с долей 3%.
Впрочем, по словам экспертов, Тюркстат может лукавить, потому что в перечне торговых партнеров Турции появилась загадочная строка Confidential country, на которую раньше приходился нулевой объем экспорта. Теперь же объем экспорта в confidential country составляет от 100 млн долларов до 250 млн долларов ежемесячно. В то же время неожиданно увеличился экспорт из Турции в Казахстан и Грузию. Возможно, речь идет о косвенной торговле.
Представители нашей компании помогут организовать перевозку груза из России в Турцию и в обратном направлении. Мы являемся лицензированным таможенным представителем, поможем решить вопросы не только с перевозкой, но и с таможенным оформлением груза. Для сотрудничества с нами потребуются товаросопроводительные документы: контракт ВЭД, инвойс, упаковочный лист. Чтобы точно рассчитать стоимость доставки, необходимо знать количество и наименование товара, точный маршрут, габариты и вес каждого грузового места. Мы поможем с выбором маршрута, транспорта, оформлением документов. Перевозим любые грузы, генеральные, сборные, требующие особых условий перевозки, любого класса опасности, крупногабаритные – оборудование, технику, автомобили. Сотрудничаем с крупными торговыми домами.
Мы работаем строго в рамках законодательства, отслеживаем изменения и подстраиваемся под требования и условия. Самостоятельная организация импортных поставок стала еще более сложной из-за разрыва традиционных логистических цепочек, неуверенности зарубежных поставщиков и ухода с российского рынка крупных игроков. Мы поможем оформить любые типы импортных или экспортных грузов, в том числе те, что следуют через Турцию из других стран. Лучшее решение – помощь профессионалов.
Уважаемые клиенты!
Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися получателями, отправителями, собственниками грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.
Расчет таможенных платежей, классификация кода ТНВЭД ЕАЭС осуществляется на платной основе, в рамках проведения персональной консультации. Нам необходимо предоставить внешнеторговый договор с поставщиком, инвойс, упаковочный лист на готовую к отгрузке товарную партию.
Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе "Полезная информация", воспользовавшись поиском.
Самостоятельно рассчитать таможенные платежи вы можете с помощью нашего калькулятора.