Свидетельство таможенного представителя ФТС России № 0875/00

Таможенное оформление
и доставка грузов

О некоторых практических случаях применения ст. 16.3 КоАП России при вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС (РФ)

Главная > Полезная информация > О некоторых практических случаях применения ст. 16.3 КоАП России при вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС (РФ)
Подбор параметров
К какой группе относится статья

В настоящее время при декларировании товаров, как правило, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, декларантам (далее по тексту: также «экспортёрам») приходится сталкиваться с применением в отношении вывозимых товаров мер экспортного контроля.

Общее о применении ст. 16.3 КоАП России при экспорте

ВНИМАНИЕ! Мы работаем только с юридическими лицами.

Для некоторых товаров, которые по своим характеристикам могут быть отнесены к товарам двойного назначения (про экспортный контроль и товары двойного назначения уже упоминалось в соответствующих статьях на сайте) при вывозе с таможенной территории ЕАЭС (из РФ) необходимо получить соответствующее заключение уполномоченного органа или организации.

Для получения данного заключения экспортёр направляет в уполномоченный орган или организацию заявление и документы, имеющие отношение к вывозу товаров: коммерческие документы, сведения о вывозимом товаре, включая подробное его описание, в том числе технические характеристики.

В Заключении однозначно указывается: попадает ли планируемая к вывозу с таможенной территории ЕАЭС продукция в Список товаров двойного назначения, утверждённый Указом Президента РФ 17 декабря 2011 года № 1661.

Если товар попадает в указанный Список, то при помещении товаров под таможенные процедуры для вывоза с таможенной территории ЕАЭС (из РФ) необходимо получение соответствующего разрешения (лицензии).

Аналогичный порядок существует и для получения иных разрешений на экспорт (если товар попадает в соответствующий перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования), утверждённый Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования».

Непредставление при выпуске (вывозе) товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС (из РФ) разрешения (лицензии), выданного уполномоченным органом или организацией, при отсутствии признаков недостоверного таможенного декларирования образует состав правонарушения, предусмотренный ст. 16.3 КоАП России «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации».


Важно обратить внимание, что в отличие от ч. 3 ст. 16.2 КоАП России ст. 16.3. КоАП России отличается тем, что при таможенном декларировании отсутствуют признаки недостоверного таможенного декларирования. Признаки недостоверного таможенного декларирования перечислены в ст. 16.1 КоАП России.

Например, экспортёр осуществляет достоверное таможенное декларирование (в том числе через таможенного представителя) товаров, требующих разрешение на их вывоз с таможенной территории ЕАЭС (из РФ). Однако по каким-то причинам таможенный пост не увидел (не потребовал), что необходимо данное разрешение (лицензия), и товары оказались вывезены с таможенной территории ЕАЭС (из РФ).

Причины того, что таможенный пост не заметил отсутствия разрешения, могут быть разные: например, невнимательность должностного лица. Бывают и такие случаи, когда вводится то или иное ограничение или запрет на вывоз товаров без Лицензии, а до таможенного поста информацию не довели в виду технических неисправностей в автоматизированных программных средствах проверки таможенных деклараций. В этих ситуациях экспортёр не освобождается от административной ответственности по ст. 16.3 КоАП России, так как присутствует факт выпуска соответствующей таможенной декларации и факт вывоза с таможенной территории ЕАЭС (из РФ).

Отсутствие состава правонарушения по ст. 16.3 КоАП РФ

Бывают такие ситуации, когда таможенный орган РФ или сам декларант (в том числе таможенный представитель) обнаруживает необходимость предоставления разрешительного документа для вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС (из РФ) на этапе таможенного декларирования после регистрации соответствующей таможенной декларации до её выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой применимой к вывозимым товарам.


Зачастую при данных обстоятельствах должностные лица таможенного поста возбуждают дело об административном правонарушении по ст. 16.3 КоАП России. Повторимся: речь идёт об отсутствии признаков недостоверного таможенного декларирования, товары заявляются в строгом соответствии с их наименованием, техническими характеристиками и т.п.


И в таких ситуациях компания ООО «СБ Карго» считает, что отсутствует состав правонарушения по данной статье КоАП России по следующим причинам.

А) С учётом определения понятия «вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС» (подпункт 5 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС)) и «вывоз товаров из Российской Федерации» (пункт 3 части статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) экспортёр не осуществил вывоза товаров из РФ и с таможенной территории ЕАЭС (из РФ).

В подпункте 27 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС дано понятие «Перемещение товаров через таможенную границу Союза» – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.


В подпункте 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понятие «незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза» означает перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

В действующем ТК ЕАЭС в отличие от предыдущего (недействующего) Таможенного кодекса Таможенного союза отсутствует формулировка в определении понятия «незаконное перемещение товаров …»: «…равно как и покушение на такое перемещение».

Для того чтобы быть незаконно перемещённым через таможенную границу ЕАЭС (РФ), товар должен был обязательно пересечь таможенную границу ЕАЭС (РФ) при вывозе. Если же товары ЕАЭС не выпущены в таможенной процедуре, следовательно, не вывозились, т.е. фактически не пересекали границу ЕАЭС (РФ).

Б) Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 128 ТК ЕАЭС, помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено ТК ЕАЭС, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 ТК ЕАЭС. При этом днём помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров.

В то же время статья 16.3 КоАП России предусматривает ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 96 Федерального закона РФ от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» декларант вправе представлять до подачи декларации на товары или после подачи декларации на товары до выпуска товаров документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 80 Таможенного кодекса ЕАЭС.


Т.е. законодательством РФ о таможенном регулировании предусмотрена возможность декларанту предоставить разрешения (лицензии) до выпуска товаров в заявляемой таможенной процедуре.

Таким образом, отсутствие разрешительных документов (лицензий) на этапе таможенного декларирования (при отсутствии признаков недостоверности) влечёт отказ в выпуске соответствующего товара таможенной декларации на основании ст. 125 ТК ЕАЭС, т.к. не соблюдены условия помещения товаров под таможенную процедуру. Но не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России.

Т.е. декларант имеет право переподать таможенную декларацию, предоставив необходимые разрешения (лицензии).

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые клиенты!

Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися получателями, отправителями, собственниками грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.

Расчет таможенных платежей, классификация кода ТНВЭД ЕАЭС осуществляется на платной основе, в рамках проведения персональной консультации. Нам необходимо предоставить внешнеторговый договор с поставщиком, инвойс, упаковочный лист на готовую к отгрузке товарную партию.

Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе "Полезная информация", воспользовавшись поиском.

Самостоятельно рассчитать таможенные платежи вы можете с помощью нашего калькулятора.

Похожие статьи
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Перейти к списку статей