ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР
ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ВЭД - АГЕНТ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
ИМПОРТНЫХ СДЕЛОК
ЛОГИСТИКА И
ОФОРМЛЕНИЕ ПОД КЛЮЧ
Проблема контрафактной продукции в сфере торговли безалкогольными напитками до введения первой волны маркировки стояла остро. Маркировка отдельных категорий продукции показала положительный эффект, поэтому во вторую и третью волны маркировки перечень был расширен.
Внедрение системы маркировки безалкогольных напитков актуально на фоне имеющихся проблем с контрафактной продукцией. По данным НИФИ Минфина, уровень подделок в данной категории достигает около 20%. Маркировка помогает контролировать качество и состав напитков, а значит то, что указано на упаковке, будет действительно соответствовать содержимому.
С введением акциза на сахар производители безалкогольных напитков начали использовать сахарозаменители. Не все они безопасны, многие из них потенциально опасны для здоровья. Система маркировки поможет потребителям тщательно выбирать продукцию.
Определяя, нужно маркировать продукцию или нет, учитывают и код ТН ВЭД ЕАЭС, и код ОКПД 2. В случае с безалкогольными напитками, также нужно смотреть тип упаковки, так как маркировка напитков в отдельных видах упаковок вводится волнообразно.
Так, первая волна маркировки с 1 декабря 2023 года затронула продукцию в стеклянной и полимерной упаковке, соответствующую кодам:
ТН ВЭД ЕАЭС |
ОКПД 2 |
2202 10 000 0 2202 99 180 0 2206 00 590 1 2206 00 590 9 2206 00 890 1 |
11.07.19.131 11.07.19.132 11.07.19.134 11.07.19.135 11.07.19.136 11.07.19.121 11.07.19.190 10.86.10.233 10.86.10.245 10.32.22 |
Во вторую волну, с 1 марта 2024 года, реализуется маркировка напитков в банках всех видов, соответствующих кодам:
ТН ВЭД ЕАЭС |
ОКПД 2 |
2202 10 000 0 2202 99 180 0 2206 00 590 1 2206 00 890 1 |
11.07.19.131 11.07.19.132 11.07.19.134 11.07.19.135 11.07.19.136 11.07.19.121 11.07.19.190 10.86.10.233 10.86.10.245 10.32.22 |
И, наконец, на третьем этапе, с 1 июня 2024 года маркируются все остальные безалкогольные напитки, включая упакованные в кеги и тетра паки, а именно:
ТН ВЭД ЕАЭС |
ОКПД 2 |
2202 10 000 0 2202 99 180 0 2202 99110 0 2202 99 150 0 2009 (кроме 2009 11) 2007 2008 2206 00 590 1 2206 00 590 9 2206 00 890 1 2201 90 000 0 |
11.07.19.131 11.07.19.132 11.07.19.133 11.07.19.134 11.07.19.135 11.07.19.136 10.32.23.110 10.86.10.245 10.32.22 11.07.19.190 10.32.1 (кроме 10.32.17.140, 10.32.19.130, 10.32.19.140) 10.32.21 10.32.29.000 10.86.10.231 10.86.10.232 10.86.10.233 10.86.10.243 10.86.10.245 10.86.10.246 10.86.10.247 10.39.22.120 11.07.19.121 |
Обязательная маркировка безалкогольных напитков в России, осуществляемая в рамках системы «Честный знак» введена с 1 сентября 2023 года и будет продолжаться до 2026 года. Часть этапов уже реализована.
Этап 1. Регистрация участников (с 1 сентября 2023 года)
С 1 сентября 2023 года начался первый этап, который включал в себя обязательную регистрацию всех участников оборота безалкогольных напитков в системе «Честный знак». Производители и импортеры должны были подать заявление на регистрацию и создать описания товаров в каталоге. Важно подчеркнуть, что для ИП и юридическим лицам, которые только начинают производить или продавать безалкогольные напитки, нужно подключиться к системе не позднее семи дней с начала своей деятельности.
Этап 2. Обязательная маркировка отдельных видов безалкогольных напитков (с 1 декабря 2023 года)
С 1 декабря 2023 года введена обязательная маркировка всех видов безалкогольных напитков, за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье, упакованных в стеклянную и полимерную упаковку. На этом этапе производители и импортеры обязаны размещать на своих товарах коды маркировки и передавать данные о вводе продукции в оборот в систему «Честный знак». К этому времени компании должны были настроить свои процессы по заказу кодов и их нанесению на продукцию.
С 1 марта 2024 года требования этого этапа распространяются на безалкогольные напитки, упакованные в алюминиевые и полимерные банки, а с 1 июня 2024 года — на продукцию в других упаковках, включая кеги и Tetra Pak.
Этап 3. Переход на электронный документооборот, объемно-сортовой учет и вывод из оборота (с 5 ноября 2024 года)
С 5 ноября 2024 года все участники оборота будут обязаны переходить на ЭДО, осуществляя обмен сведениями в объемно-сортовом формате с помощью УПД. Это означает, что информация о движении маркированной продукции между участниками должна осуществляться с использованием электронных документов, где зафиксировано GTIN и количество кодов маркировки.
Кроме того, с этой же даты производители и торговые компании должны будут передавать сведения о выводе из оборота и сканировать коды на кассе при розничной продаже безалкогольных напитков, упакованных в стеклянную и пластиковую тару, а также в алюминиевые и полимерные банки, за исключением нектаров, морсов, соков и напитков на растительной основе.
Если продукт выбывает из оборота по причинам, не связанным с розничной продажей, то сведения подаются в объемно-сортовом формате.
Этап 4. Разрешительный режим для соковой продукции и безалкогольных напитков (с 5 февраля 2025 года)
Онлайн проверка вводится для безалкогольных напитков из пп. «а», п.3 Постановления №887.
Этап 5. Расширение обязательств (с 1 марта 2025 года)
С 1 марта 2025 года обязательства по передаче сведений о розничной реализации расширятся на соки, нектары, морсы и напитки на растительном сырье, упакованные в Tetra Pak и другие формы упаковки. Производители, импортеры и торговые организации уже в этот период должны будут сканировать коды на кассах при продаже и передавать информацию о продаже в систему «Честный знак».
Если продукт выбывает из оборота по причинам, не связанным с розничной продажей, то сведения подаются в объемно-сортовом формате.
Этап 6. Разрешительный режим на кассах офлайн (с 1 июня 2025 года)
Требование онлайн проверки на кассах распространяется на безалкогольные напитки из пп. «б», п.3 Постановления №887, а офлайн проверка необходима для всех безалкогольных напитков.
Этап 6. Переход к поэкземплярному учету (с 1 марта 2026 года)
Все участники рынка должны будут перейти на поэкземплярный учет безалкогольных напитков. Это подразумевает, что информация об отгрузке и приемке каждой единицы маркированного товара должна будет передаваться через электронный документооборот. Участникам необходимо будет выбрать оператора ЭДО и провести интеграцию систем, чтобы соответствовать новым требованиям.
Обязательная маркировка безалкогольных напитков в системе «Честный знак» затрагивает широкий круг участников, работающих с соками, квасом, морсами, компотами, газированными и энергетическими напитками, а также растительным молоком.
Основные участники маркировки:
Маркировка в системе «Честный знак» обеспечивает прослеживаемость товаров на всех этапах — от производства до продажи. Ниже представлены основные шаги, которые необходимо предпринять компаниям и индивидуальным предпринимателям для успешной работы в данной системе.
Шаг 1. Получение квалифицированной электронной подписи
Усиленной квалифицированной электронной подписи, которая необходима для регистрации в системе маркировки и работы с электронными документами. Она оформляется на имя руководителя компании или индивидуального предпринимателя.
Шаг 2. Установка программного обеспечения
Для работы с системой «Честный знак» необходимо специализированное ПО, включая криптографическую защиту данных, драйверы для носителей, сертификаты, которые обеспечат безопасное соединение и обмен данными. На сайте «Честного знака» предоставлены ссылки на скачивание необходимого ПО.
Шаг 3. Регистрация на портале
После получения УКЭП и настройки оборудования следует зарегистрироваться на портале «Честного знака», подать заявку.
Шаг 4. Заполнение профиля
На этом этапе необходимо заполнить профиль участника. Важно указать оператора и идентификатор участника электронного документооборота (ЭДО), а также группы товаров, с которыми предстоит работать. Если компания является членом ассоциации «ГС1РУС», нужно также предоставить идентификаторы GSP и GLN. Кроме того, следует ознакомиться с договорами, заключенными с оператором системы маркировки — Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ), и подписать необходимые согласия.
Для работы с маркировкой производителям и импортерам безалкогольных напитков потребуется принтер этикеток для распечатки кодов. Выбор принтера зависит от объема производимой продукции: чем больше ежедневно печатается этикеток, тем более мощный аппарат потребуется. Можно также заказывать печать кодов в типографии.
Кроме того, для приемки и отгрузки товаров полезно иметь терминал сбора данных (ТСД), 2D-сканер или смартфон с приложением для работы с кодами. Тип оборудования зависит от размеров склада и объема поставок: для крупных предприятий лучший выбор — это ТСД (с экраном), а для небольших — 2D-сканер или мобильное устройство.
Для учета движений маркированных товаров обязателен электронный документооборот. Требуется обновления программного обеспечения на кассовом оборудовании, что может быть выполнено через авторизованные сервисные центры или непосредственно у производителей.
Производители и импортеры безалкогольных напитков могут заказать коды маркировки на портале «Честного знака». Один код маркировки стоит 60 копеек с НДС. После успешной оплаты коды будут сгенерированы и отправлены. Далее следует печать и нанесение этикеток на продукцию.
После нанесения кодов необходимо сообщить в систему о том, что продукция промаркирована и введена в оборот. Импортеры должны отчитываться в системе после прохождения таможни и регистрации товаров.
На всех этапах — от дистрибьютора до розничного продавца — необходимо следить за корректностью информации о кодах маркировки. Приемка товаров осуществляется с учетом кодов. Поэкземплярный учет выполняется с использованием специального сканирующего оборудования.
Розничные продавцы также сканируют коды, отслеживая движение товара и фиксируя информацию о реализации. Информация о выбытии товара по другим причинам, включая списание или другое, также подается в систему.
Несоблюдение правил маркировки продукции может обернуться серьезными проблемами для производителей и продавцов. Если обнаружится, что упаковки не имеют нужных обозначений, это приведет к наложению штрафов. Для индивидуальных предпринимателей и работников эта сумма может варьироваться от 5 000 до 10 000 рублей, в то время как компании подвергаются более жестким санкциям — от 50 000 до 300 000 рублей. В случае, если нарушение касается больших объемов продукции или есть факты сговора, последствия могут быть еще более тяжелыми, вплоть до уголовной ответственности и лишения свободы. Штрафы уже могут достигать одного миллиона рублей.
Подделка кодов маркировки не менее серьезный правонарушение, которое влечет за собой штрафы до 300 000 рублей. Не исключено лишение свободы на срок до трех лет с дополнительными штрафами. Ответственность в таких ситуациях ложится на всех участников цепочки поставок, будь то производители, дистрибьюторы или розница.
Процесс маркировки сложен. Компания «СБ Карго» готова оказать необходимую помощь импортерам, взяв на себя процедуры маркировки и растаможки ваших товаров, а также их транспортировку. С нами вы значительно упростите импорт продукции, избежите головной боли, но в то же время ваш товар будет соответствовать всем требованиям.
Уважаемые клиенты!
Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися получателями, отправителями, собственниками грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.
Расчет таможенных платежей, классификация кода ТНВЭД ЕАЭС осуществляется на платной основе, в рамках проведения персональной консультации. Нам необходимо предоставить внешнеторговый договор с поставщиком, инвойс, упаковочный лист на готовую к отгрузке товарную партию.
Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе "Полезная информация", воспользовавшись поиском.
Самостоятельно рассчитать таможенные платежи вы можете с помощью нашего калькулятора.