Свидетельство таможенного представителя ФТС России № 0875/00
Таможенное оформление
и доставка грузов

ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР

ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

ВЭД - АГЕНТ

СОПРОВОЖДЕНИЕ
ИМПОРТНЫХ СДЕЛОК

ЛОГИСТИКА И
ОФОРМЛЕНИЕ ПОД КЛЮЧ

Контакты:
График работы:
пн-пт с 9:00 до 18:00
выходные - суббота, воскресенье

Рекордный рост грузооборота по транскаспийскому маршруту МТК «Север-Юг» в 2024 году

В 2024 году на транскаспийском маршруте международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» зафиксирован рекордный рост грузооборота — более 6 млн тонн, что на 37% превышает показатели предыдущего года. Данный результат не только подтверждает стратегическое значение коридора для России и ее экономических партнеров, но и иллюстрирует стремительное развитие инфраструктуры и укрепление логистических связей со странами Ближнего Востока и Южной Азии.

Значение МТК «Север-Юг», соединяющего Россию с Ираном, Индией, государствами Ближнего Востока и Южной Азии, повысилось на фоне глобальных изменений в международной торговле. Его растущая популярность оправдана в условиях усиления экономических санкций и переориентации экспорта российских товаров на восточные и южные рынки.

По транскаспийскому маршруту, протяженностью около 2,8 тыс. км, перевозят грузы автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. Главными драйверами роста стали развитие портовой инфраструктуры и наращивание железнодорожных мощностей в регионе Каспийского бассейна. Морской порт Оля в 2024 году показал прирост грузооборота на 75%, здесь обработано более 1 млн тонн грузов. Аналогичные успехи демонстрирует и порт Астрахань, где начал работать зерновой терминал, за счет чего существенно увеличен объем перевалки. Растущий спрос на российскую продукцию — зерно, пиломатериалы, цемент, продовольственные товары, удобрения и металлы — способствует увеличению экспортных и транзитных потоков через эти порты на южные рынки.

В Волго-Каспийском морском судоходном канале поддерживаются оптимальные показатели глубины — проходная осадка судов составляет 4,5 метра, поэтому возможен проход крупнотоннажных судов. Чтобы еще больше увеличить пропускную способность маршрута, запланированы масштабные дноуглубительные работы.

Партнерство России с Азербайджаном

Для России Азербайджан – важный партнер в развитии логистики и торговли в рамках коридора «Север-Юг». Игорь Бабушкин, глава Астраханской области, неоднократно подчеркивал стратегическое значение сотрудничества между двумя странами. В регионе успешно работает железнодорожный хаб, мощность которого уже превышает 1 млн тонн грузов в год, причем он создан при содействии азербайджанских инвесторов.

Кроме того, взаимодействие укрепляется через Азербайджанский деловой центр в Астрахани и Астраханский деловой центр в Баку, которые способствуют активизации торговли и привлечению новых инвестиций. Партнерство двух стран позволяет эффективно развивать не только транскаспийский, но и западный маршрут МТК, проходящий через территорию Азербайджана к Ирану и далее к портам Персидского залива.

Рост грузооборота: цифры и товары

По сравнению с 2023 годом транскаспийский маршрут продемонстрировал особенно впечатляющую динамику. Общий объем перевалки импортных грузов вырос на 51%, экспортных — на 29%. Среди грузов преобладают продукты питания, строительные материалы (в том числе цемент), пиломатериалы, химическая продукция, удобрения, а также полипропилен и бумага.

Интересен рост практически по всем категориям товаров. Объемы перевалки зерна увеличились в четыре раза, бумаги — в пять раз, полипропилена — в шесть раз, а химической продукции — на 8%.

Значимость транскаспийского маршрута

Транскаспийский маршрут является одной из частей МТК «Север-Юг», включающего три ветви: западную — через Азербайджан, восточную — через Казахстан и Туркменистан, и собственно транскаспийскую — через акваторию Каспийского моря. Однако именно транскаспийская ветвь сегодня демонстрирует наиболее динамичное развитие благодаря успешной модернизации российских портов.

Астраханские порты способны обрабатывать до 14 млн тонн грузов в год (9,9 млн тонн приходится на порт Астрахань, 4,37 млн тонн — на порт Оля). Увеличение их загрузки не только способствует развитию внешнеэкономической торговли России, но и укрепляет ее позиции в качестве значимого логистического звена между Востоком и Западом.

На иностранные порты Каспия, такие как Бендер-Энзели, Ноушехр и Амирабад в Иране, приходится основной грузопоток российских товаров. Эти порты, в свою очередь, становятся воротами для российских товаров в Иран, Индию, Пакистан и другие страны Южной и Юго-Восточной Азии.

Перспективы коридора

МТК «Север-Юг» обладает огромным потенциалом. Согласно прогнозам, к 2040 году по коридору может перевозиться до 60 млн тонн грузов в год, из которых около 21% будут приходиться на транскаспийский маршрут. Однако для реализации этого потенциала требуется дальнейшая модернизация инфраструктуры, включая расширение портовых мощностей, улучшение железнодорожных путей и дноуглубительные работы.

Повышение спроса на российскую продукцию со стороны Ирана, Индии и стран Ближнего Востока только усиливает перспективы коридора. На фоне увеличения потоков нефте- и газохимической продукции, строительных материалов и продовольствия, Россия может упрочить свои торговые позиции.
← Перейти к списку новостей
ВНИМАНИЕ!

Уважаемые клиенты!

Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися получателями, отправителями, собственниками грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.

Расчет таможенных платежей, классификация кода ТНВЭД ЕАЭС осуществляется на платной основе, в рамках проведения персональной консультации. Нам необходимо предоставить внешнеторговый договор с поставщиком, инвойс, упаковочный лист на готовую к отгрузке товарную партию.

Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе "Полезная информация", воспользовавшись поиском.

Самостоятельно рассчитать таможенные платежи вы можете с помощью нашего калькулятора.