ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР
ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ВЭД - АГЕНТ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
ИМПОРТНЫХ СДЕЛОК
ЛОГИСТИКА И
ОФОРМЛЕНИЕ ПОД КЛЮЧ
Товарооборот между Россией и США в последние годы заметно меняется под влиянием внешнеполитических факторов и рыночного спроса. В 2024 году объем взаимной торговли снизился на 32%, составив около 3,5 миллиарда долларов. Однако уже в марте 2025 года месячные показатели товарооборота выросли до максимальных значений за два предшествующих года. Причиной стало повышение спроса на товары, которые не затронуты санкциями.
Лидирующие позиции в экспорте из России на американский рынок по-прежнему занимают минеральные удобрения, что позволило России выйти на второе место среди поставщиков этих товаров в США. Это объясняется тем, что удобрения, как и некоторые другие категории (например, ядерное топливо и платина), не подпадают под действие американских санкций. Основные статьи российского экспорта:
платина,
фанера,
фосфаты,
соевый шрот,
компоненты для турбореактивных двигателей (экспорт за 2024 год увеличился втрое).
Значительно увеличились поставки российского шоколада: за 2024 год объем отгрузок шоколадных изделий вырос втрое, достигнув 2,6 миллиона долларов, а ключевую роль в этом росте сыграли шоколадные конфеты, на которые пришлось 80% поставок в этой категории.
Кроме того, американские компании в 2024–2025 году увеличили закупки некоторых российских деталей для производства самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. В январе 2025 года объем закупок шасси и их комплектующих составил почти 7 миллионов долларов, а экспорт других авиационных деталей приблизился к 600 тысячам долларов. Тем не менее, из-за роста экономических ограничений многие другие традиционные статьи российского экспорта оказались под санкциями или повышенными пошлинами. В конце 2024 года Россия временно ограничила экспорт обогащенного урана в США.
Тенденция последних месяцев – открытие новых возможностей для американских товаров на российском рынке, возникших из-за ухода европейских конкурентов. На фоне этих изменений Россия в 3,6 раза увеличила импорт обуви из США, а также удвоила закупки американских кормов для животных. Также закупаются продукты питания, медицинская техника и химия. Значительную долю российского импорта из США составляют:
вакцины;
медицинские инструменты и диагностическое оборудование (стетоскопы, тонометры, другие медицинские изделия);
химические реагенты;
продукты питания.
Несмотря на заметное сокращение общего торгового оборота, отдельные сегменты продолжают оставаться устойчивыми к ограничениям. По мнению экспертов, из-за ухода европейских конкурентов стал перспективен импорт автомобилей, авиационной техники, специализированного оборудования и химической продукции.
Торгово-экономические отношения между Россией и США с 2022 года существенно изменились, что повлияло на характер импорта и экспорта между странами. Массовые санкции со стороны США затронули все ключевые отрасли.
Формально российский экспорт в США после лишения статуса постоянных нормальных торговых отношений (PNTR) облагается пошлиной по второй колонке гармонизированной тарифной сетки (HTS), из-за чего средневзвешенная ставка пошлины повысилась до 32,3%. В результате большая часть экспортных поставок стала неконкурентоспособной. Кроме того, многие виды российских товаров попадают под прямой запрет. Среди них:
технологии,
непромышленные алмазы,
алкоголь,
морепродукты,
золото,
уголь,
нефть,
химическая продукция,
природный газ.
США, со своей стороны, значительно расширили перечень экспортных ограничений в адрес России. Запрещены поставки важнейших товаров и оборудования:
электроники;
промышленных агрегатов;
подшипников;
нефтегазового оборудования;
продукции двойного назначения: двигателей, бульдозеров и прочего;
медицинского оборудования: офтальмологического, стоматологического, ортопедического.
Под санкции попали также товары массового спроса, включая косметику и парфюмерию, а также дорогие аксессуары, ювелирные украшения и антиквариат. Отдельным распоряжением наложены запреты на торговлю и оказание ряда услуг, включая бухгалтерское и управленческое консультирование.
Санкционные списки США пополнялись не менее 30 раз только за последние два года. Предметом ограничений стали практически все крупные российские банки и промышленные корпорации, что в комплексе с отключением Самых важных игроков от SWIFT осложнило любые расчеты и перечисления между странами. Совершать долларовые операции, привлекать или выдавать кредиты стало невозможно, а вывоз валюты из России полностью под запретом.
В 2024 году ограничения были усилены и в отношении сырья — полностью или частично прекращен импорт российского урана, никеля, алюминия и меди. Хотя и допускаются редкие исключения в тех случаях, когда это обусловлено национальным интересом США или отсутствием альтернативных поставщиков, общий объем поставок постоянно сокращается. Аналогичная ситуация сложилась и с поставками грузов и оборудования двойного назначения для промышленных и технологических нужд.
Иностранные инвесторы понесли значительные потери, так как их российские активы замораживались или продавались с огромным дисконтом. Поэтому рассчитывать на приток новых инвестиций из США не приходится. Для снятия этих ограничений и появления нового потенциала в двусторонней торговле необходимо не только отменить все санкции, но и вернуть России рыночный статус с предоставлением режима наибольшего благоприятствования в рамках ВТО.
Минфин США оставляет за собой право вносить в санкционные списки любые физические и юридические лица, связанные с критическими отраслями российской экономики — от металлургии и транспорта до финансов и аэрокосмической отрасли.
В ответ на эти меры были разработаны альтернативные логистические схемы через третьи страны, увеличился объем параллельного импорта, однако, легальные поставки по официальным каналам значительно затруднены. Таможенное оформление грузов предполагает максимальное внимание к деталям, тщательную проверку документов, постоянное отслеживание изменений в законодательстве.
Из-за напряженных отношений между Россией и США, все внешнеторговые операции оказались в зоне повышенного риска. Такая ситуация требует профессионального подхода к организации перевозок и таможенного оформления. СБ Карго готова стать вашим партнером, который поможет организовать импорт товаров из США или экспорт из России в Америку.
Несмотря на внешнеполитическую обстановку и санкционные ограничения, перемещение товаров между странами все еще возможно, хотя и требуется проявить гибкость и индивидуальный подход к организации логистики для каждого груза.
Авиаперевозки являются самым быстрым способом доставки грузов между США и Россией. Время в пути составляет 2–3 дня, даже при использовании маршрутов с одной стыковкой в третьих странах.
Большинство регулярных рейсов осуществляется через Турцию, ОАЭ, Катар или Эфиопию, такими авиакомпаниями, как Turkish Airlines, Qatar Airways, Emirates, Ethiopian Airlines. Удобные маршруты открыты из международных аэропортов США, включая:
Атланту (ATL),
Бостон (BOS),
Даллас (DFW),
Ньюарк (EWR),
Вашингтон (IAD),
Хьюстон (IAH),
Нью-Йорк (JFK),
Лос-Анджелес (LAX),
Чикаго (ORD).
Груз может быть доставлен в московские и санкт-петербургские аэропорты:
Шереметьево (SVO),
Домодедово (DME),
Внуково (VKO),
Пулково (LED).
Возможность бронирования транспорта из США в РФ остается непредсказуемой даже при отсутствии ограничений по характеру самого груза. Авиакомпании могут отказывать в перевозках без объяснения причин, поэтому каждый отправитель вынужден каждый раз запрашивать подтверждение возможности доставки, из-за чего затягиваются сроки. Кроме того, отправитель должен быть авторизован в Администрации транспортной безопасности США (TSA) под статусом “known shipper". Для авторизованных пользователей действуют более выгодные тарифы на авиаперевозку. Если такого статуса нет, потребуется предварительное согласование с TSA.
Морем перевозят крупнотоннажные и габаритные грузы. Морские перевозки востребованы как самый выгодный по стоимости вариант, но они отличаются длительностью транспортировки. Если товар несанкционный, его можно доставить прямыми контейнерными линиями из крупных портов Восточного и Южного побережья США: Балтимора, Бостона, Хьюстона, Нового Орлеана. Доставка морем занимает около 35 дней, если груз отправляют прямым маршрутом из Санкт-Петербурга. Если отправка ведется из других регионов, подходят маршруты с перегрузкой в турецких портах (Гебзе, Стамбул). В этом случае транспортировка занимает примерно 55 дней.
Кроме авиа- и морских перевозок, используются железнодорожные, автомобильные и мультимодальные схемы, когда груз перевозят несколькими видами транспорта в рамках одной поставки для оптимизации маршрута по времени и стоимости. Наземный транспорт используется для транспортировки груза по внутренней территории страны, если это необходимо.
Каждая отправка в Россию подвергается многоуровневой проверке: и со стороны американских властей на предмет санкций, и со стороны российской таможни. Необходимо проверять наличие товара в перечне запрещенных к ввозу или вывозу. Кроме того, проверяют «непричастность» отправителя или получателя к санкционным спискам.
Особое внимание уделяется подготовке комплекта документов. Любая ошибка в документах или несоответствие могут существенно увеличить сроки и стоимость растаможки. Обязательно предоставляются транспортные накладные (например, коносамент или авианакладная), коммерческий инвойс, упаковочный лист, сертификаты происхождения (по требованию), а также контракт на поставку. В каждом конкретном случае список документов может дополняться в зависимости от категории товара, кодов ТН ВЭД. Дополнительно предоставляются сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологические заключения, лицензии и отказные письма, если груз подпадает под экспортный контроль.
Особое внимание уделяют детализации инвойса и декларации: все сведения — наименование, количество, стоимость, страна происхождения, назначение товара — должны соответствовать реальным характеристикам товара и данным, указанным в других сопроводительных документах. Даже если товар импортируется по параллельному импорту, импортер обязан соблюдать все требования российского таможенного законодательства и законодательства страны происхождения товара.
Успешность таможенного оформления при перевозках из Америки и в обратном направлении сейчас во многом зависит от качества подготовки документов и отслеживания изменений в нормативной базе обеих стран. Наша компания является лицензированным таможенным брокером. Специалисты СБ Карго владеют актуальной информацией, помогут грамотно оформить документацию и организовать перевозку грузов из США или в обратном направлении с учетом бюджета, сроков и особенностей товара.
Уважаемые клиенты!
Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися получателями, отправителями, собственниками грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.
Расчет таможенных платежей, классификация кода ТНВЭД ЕАЭС осуществляется на платной основе, в рамках проведения персональной консультации. Нам необходимо предоставить внешнеторговый договор с поставщиком, инвойс, упаковочный лист на готовую к отгрузке товарную партию.
Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе "Полезная информация", воспользовавшись поиском.
Самостоятельно рассчитать таможенные платежи вы можете с помощью нашего калькулятора.