Свидетельство таможенного представителя ФТС России № 0875/00

Таможенное оформление
и доставка грузов

Параллельный импорт автозапчастей

Главная > Полезная информация > Параллельный импорт автозапчастей
Подбор параметров
К какой группе относится статья

С началом действия санкций поток западной продукции на российский рынок резко сократился. Это коснулось и автозапчастей, из-за чего резко возник дефицит запасных деталей, как новых, так и б/у. Первыми российский рынок покинули Daimler, Volvo, General Motors, Volkswagen.

Согласно статистике за период, предшествующий санкциям, автопарк российских граждан с каждым годом стареет. А учитывая отложенный спрос, вследствие которого за последний год существенно снизился объем продаж новых автомобилей, тенденция будет только прогрессировать, а значит, продажи автомобильных деталей потенциально будут расти.

Минпромторгом в марте 2022 года был разрешен параллельный импорт. И с мая 2022 года продукция с западных рынков стала ввозиться в нашу страну. Минпромторг ежеквартально вносит предложения участников рынка, касающиеся порядка параллельного импорта и разрешенных к параллельному импорту брендов в соответствующий закон. Сейчас по параллельному импорту ввозятся автозапчасти из Европы, Азии, СНГ.

Как изменился импорт в условиях санкций


Согласно статистике, за годовой период, предшествующий введению санкций, в Россию импортировалась продукция по 76 кодам ТН ВЭД, в которые входили те или иные автомобильные запчасти, что в денежном выражении составило 56,8 млрд долларов или 4 трлн рублей. Если из этого объема выбрать только чистые запчасти, то Россия импортировала товаров порядка на 1,3–1,4 трлн руб.

Часть товара импортировалась из дружественных стран – Китая, Беларуси (причём по денежному выражению Китай занимал и занимает первое место среди экспортёров). Однако немалые объёмы импортировались из Германии, Кореи, Японии, Италии, Штатов, Франции, Польши, Чехии. Сейчас по существующим ранее схемам импортировать автозапчасти многих брендов из европейских стран нельзя.

Что касается потребления на внутреннем рынке, то структура продаж распределяется таким образом:

  • шины – 15%;

  • элементы подвески – 10%;

  • масла и другие технические жидкости – 8%;

  • фильтры – 6 %.

Из этого понятно, что наибольшим спросом пользуются расходники.

Что такое параллельный импорт

Параллельный импорт позволяет импортировать в страну оригинальную продукцию того или иного производителя без его разрешения. Под продукцией понимается и вещественный товар, и бренд. Импортировать продукцию можно из любой страны, где она находится в обороте.

Ранее продавать импортную продукцию зарегистрированных товарных знаков на территории России могли только официальные представители правообладателя, т.е. дилеры, дистрибьюторы. Введение параллельного импорта это правило отменило. Теперь ввозить и реализовывать брендированную продукцию западных компаний могут не только уполномоченные правообладателем компании, но и любые другие импортеры.

Нужно понимать, что продукция, которая ввезена по параллельному импорту качественно отличается от контрафакта и контрабанды. Это товар, который имеет сертификаты качества производителя, лицензии, проходит таможенное оформление по всем правилам. Просто ввозится без разрешения правообладателя.

И такие схемы импорта реализуются во многих стран, которые совсем даже не «отсталые». В тех же Арабских Эмиратах, США параллельный импорт используется вовсю.

Плюсы и минусы «белой» и «серой» схем

При привычном варианте импорта оригинальность продукции гарантируется производителем, он же заботится о ремонте и предоставляет гарантию. В то же время правообладатель диктует цены и больше купить оригинальный товар просто не у кого.

При «сером» импорте импортер самостоятельно устанавливает цену, а товар может завозиться в любых количествах и кем угодно. Однако гарантировать оригинальность становится сложнее, а производитель не предоставляет гарантий и не выполняет официальный ремонт.

Ситуация на рынке автозапчастей складывалась сложная. Ведь запчасти требовались не только тем машинам, которые выходили из строя, но и тем, где просто подходил срок замены расходников, т.е. рано или поздно абсолютно любой автолюбитель столкнулся бы с необходимостью поиска нужных автозапчастей. Конечно, расходники можно купить и неоригинальные, но по отдельным направлениям, таким как кузовной ремонт, ремонт двигателя, электронные компоненты сложилась ситуация дефицита.

Проблемы параллельного импорта

Поскольку закон готовился в спешке, и времени на его проработку не было, не удалось избежать ошибок, неточностей и разного рода проблем.

Неполный список продукции

В первую очередь, проблема в том, что список продукции, который Минпромторг внёс в перечень параллельного импорта, неполный, и даже несмотря на то, что этот список постоянно пополняется, далеко не все автозапчасти могут попасть на российский рынок. В основном в перечне присутствуют автомобильные бренд, а вот именно производители автозапчастей представлены не так широко.

Проблемы с таможенным оформлением и оборотом автозапчастей на внутреннем рынке

Недостаточно проработана правовая сторона таможенного оформления и последующего оборота продукции на внутреннем рынке.

Сертификаты на товар имеются, но они от собственника бренда, поэтому таможня не везде принимает сертификаты от импортёра, который, соответственно, собственником бренда не является. На эти сертификаты дополнительно требуют доверенность. Отсюда вытекает и следующая проблема, связанная с тем, что оборот продукции на внутреннем рынке без сертификата не имеет правовых оснований.

Так, например, на известных маркетплейсах Озон и Wildberries оригинальность товара, как и право на его реализацию, нужно подтвердить: предоставить документы, по которым можно отследить цепочку поставок и подтвердить соответствие продукции действующим нормам.

Поскольку процедура таможенного оформления новая и ещё недостаточно хорошо отработана, существуют таможенные посты, которые отказывают в таможенном оформлении по той простой причине, что не знают, как это сделать правильно. К счастью, сейчас уже такие ситуации встречаются все реже и реже.

Риск завоза контрафактной продукции

Легализация параллельного импорта увеличивает вероятность попадания на российские прилавки контрафакта, занижения таможенной стоимости и развития коррупционных схем. Защита интеллектуальной собственности была одним из наиболее эффективных механизмов защиты рынка от подделок.

Сейчас не всегда можно проследить, где именно и у кого импортёр закупает оригинальную продукцию. Импортёр может ввозить контрафакт специально или даже не зная этого. Службы контроля качества многие импортёры не имеют и не могут идентифицировать контрафакт, поскольку он зачастую высокого качества. Если автозапчасти отгружаются не с официального склада производителя, товар вполне может оказаться контрафактом в брендовой упаковке. Подделываются чаще всего расходные материалы, масло, свечи зажигания, фильтры, подшипники. Дорогостоящие автозапчасти, такие как оптика, электроника, элементы кузова подделывать дороже, поэтому риск приобретения контрафакта меньше. При этом нужно учитывать, что детали, которые ввезены по параллельному импорту, будет стоить значительно дороже.

Для конечного потребителя параллельный импорт, как правило, означает увеличение стоимости автозапчастей, потому что ценообразование уже не регулируется и не ограничивается производителем, импортеры устанавливают цены, какие захотят.

Так, например, в начале лета 2022 года цены на официальные комплектующие возросли более чем на 50%. Некоторые запчасти подорожали в 2-3 раза, в том числе подорожали моторные масла, цена на них выросла в 3-5 раз.

Что запрещено импортировать

Из Евросоюза запрещено ввозить в Российскую Федерацию:

  • запчасти для грузовиков и автобусов;

  • товар двойного назначения;

  • запчасти на люксовые автомашины стоимостью от 50 тыс. евро и выше, что на самом деле для машины не так дорого.

Как складывается ситуация в настоящий момент

Что касается западных производителей, то многие из них не хотят упускать российский рынок и опосредованно готовы принимать участие в налаживании импорта. Это касается и поддержки гарантий и выдачи доверенности на сертификаты. Другие же, радикально настроенные компании, наоборот, стараются отслеживать, куда в конце концов прибудет поставка и искусственно ограничивают объём закупок. Последними чаще всего являются производители, которые производят огромные объемы автозапчастей и производят их для всего мира. Российский рынок для них не столь важен, потому что составляет менее 1-2% от оборота и потенциально они могут отказаться от него.

Решение проблем параллельного импорта автозапчастей

Решить проблему с дефицитом автозапчастей можно полным открытием кодов ТН ВЭД для параллельного импорта без упоминания каких-либо марок либо с упоминанием марок, которые по параллельному импорту ввозить нельзя.

С соблюдением гарантийных обязательств проблем не возникает. По крайней мере, об этом говорят дилеры.

Весна и лето 2022 года были переходным периодом по становлению параллельного импорта и на настоящий момент примерная схема сложилась. Порядка 70% от востребованных автозапчастей присутствует на складах, но дефицит по некоторым направлениям сохраняется. Редкие автозапчасти ввозят на заказ, из-за этого сроки доставки увеличились от нескольких недель до месяцев.

Возникают проблемы с номерными и кодированными деталями, ключами зажигания, элементами кузова, блоками цилиндров, но возможность доставить их есть. Как правило автозапчасти ввозятся через третьи страны ОАЭ, Оман, Турцию и другие.

Какие бренды можно ввозить по параллельному импорту

В список Минпромторга вошли бренды, которые ушли с российского рынка автозапчастей. Всего в списке более 900 наименований. И изменения все еще вносятся.

Наиболее известные марки автозапчастей, представленные в списке товаров:

  • Volvo;

  • Hyundai;

  • Nissan;

  • Volkswagen;

  • Michelin;

  • Goodyear;

  • Continental;

  • Brigestone;

  • Skoda;

  • Renault;

  • Toyota;

  • Gates;

  • Bosch;

  • Wabco.

С полным перечнем можно ознакомиться в Приказе Минпромторга. Судя по отзывам автовладельцев, принятые меры в некоторой мере помогают справиться с дефицитом, но по некоторым направлениям нехватка запасных деталей остается.

Ввоз автозапчастей из ОАЭ, Китая, Кореи

Ввоз автозапчастей из Азии сейчас выходит на первый план как наиболее удобный и выгодный. Например, в ОАЭ существует центр консолидации автозапчастей практически для всех марок автомобилей. Он объединяет множество поставщиков, оптовых и розничных заказчиков.

Отсюда можно доставить оригинальные автозапчасти для автомобилей следующих производителей:

CHRYSLER

DAEWOO

DAIHATSU

FORD

GENERAL MOTORS

GREAT WALL

HONDA,

HYUNDAI

ISUZU

IVECO

JEEP

KIA

LAND ROVER

LEXUS

MAZDA

MITSUBISHI

NISSAN

PEUGEOT

RANGE ROVER

RENAULT

SSANGYONG

SUBARU

SUZUKI

SUZUKI MOTOR

TOYOTA

VOLVO

VOLVO TRUCKS

YAMAHA

А также неоригинальные, но качественные автозапчасти следующих марок: TOKICO (JAPAN),FEBEST (GERMANY), KYB (JAPAN), NDC (JAPAN), TAIHO (JAPAN), GMB (JAPAN), KOITO (JAPAN), SAUDI (SAUDI ARABIA), CAMELIA (JAPAN), CTR (KOREA), 555 (JAPAN), DAIKIN (JAPAN), VALEO (KOREA), ASCO (JAPAN), HITACHI (JAPAN), TP (JAPAN), RIK (JAPAN), NPR (JAPAN), ROCKY (JAPAN), DOKURO (JAPAN), GMB (JAPAN), FUTUBA (JAPAN), TYG (TAIWAN), DEPO/LUCID (TAIWAN), WAGNER (USA), KOITO (JAPAN), NACHI (JAPAN), K.G (CHINA), NSK (JAPAN), KOYO (JAPAN), TEIKEN (INDONESIA), ART (JAPAN), STONE/CHERRY (JAPAN), ERISTIC/CADA/TOP (TAIWAN), COOLEX / SHABAB (UAE), RBI (INDONESIA), SHEIKEN / FIC (JAPAN), NAPCO (JAPAN), MITSUBOSHI (JAPAN), MITSUBOSHI (JAPAN), BLACK BELT (JAPAN), MUSASHI (JAPAN), HKT (JAPAN), NGK (JAPAN), GEN (JAPAN), ELEPHANT (JAPAN), DENKI (MALAYSIA), SAUDI LAMINO (SAUDI ARABIA), NATIONAL FINLAND (UAE), KYOSAN (JAPAN), MOUNTAIN / ZEIKO (JAPAN), KTC (JAPAN), MINTYE, JFBK (JAPAN), LUCAS (JAPAN), MINTYE (JAPAN), KASHIYAMA (JAPAN), 888 (JAPAN), VIC (JAPAN), OSAKA (MALAYSIA), RIMA (OMAN), NKN (JAPAN), URW (JAPAN), HDK (JAPAN), KOITO/GEN (JAPAN), NEW ERA (JAPAN), YAMAGUCHI ELECTRICAL (JAPAN); и многие другие.

Импортировать по параллельному импорту можно:

  • шины;

  • масла для двигателя;

  • топливные и воздушные фильтры;

  • элементы ходовой части;

  • блоки цилиндров;

  • элементы кузова;

  • запчасти для двигателей;

  • аккумуляторы.

Таможенное оформление автозапчастей при параллельном импорте

Таможенное оформление параллельного импорта принципиально не отличается от оформления продукции при обычном импорте, за тем лишь исключением, что на товар не требуют согласия на ввоз от правообладателя.

Порядок таможенного оформления:

  1. Заполнение таможенной декларации с указанием кода ТН ВЭД и наименования правообладателя (таможня будет сверять коды ТН ВЭД и наименования с приказом Минпромторга).

  2. Подготовка и отправка сопроводительной документации.

  3. Оплата таможенной пошлины и НДС, рассчитанных в соответствии с таможенной стоимостью.

Обратите внимание! Согласие правообладателя не требуется только на автозапчасти тех производителей, которые указаны в списке товаров для параллельного импорта в Приказе Минпромторга от 6 мая 2022 года.

В зависимости от типа запчасти, ее характеристик и страны-экспортера пакет документов может отличаться. В стандартный перечень входит:

  • контракт ВЭД;

  • инвойс;

  • описание технических характеристик;

  • сертификаты качества;

  • платежные поручения;

  • страховые свидетельства;

  • договор транспортировки;

  • квитанции за оплату запчастей.

Однако для каждого вида автомобильных запчастей предусмотрен свой определенный пакет документов. Более подробный список можно уточнить на таможенном посту или у специалистов «СБ Карго».

Сложности с таможенным оформлением могут возникнуть из-за неправильно подобранного кода ТН ВЭД.

«СБ Карго» – параллельный импорт автозапчастей

«СБ Карго» предлагает свою помощь с параллельным импортом автозапчастей. Если вы не знаете, как найти поставщика, откуда везти автозапчасти, как подготовить документы, где растаможить, мы подскажем или возьмем эту работу на себя. Мы ввозим по параллельному импорту автозапчасти для автомобилей европейских, корейских, китайских марок.

В нашу компетенцию входит:

  • определение кода ТН ВЭД;

  • выстраивание логистической цепочки под вашу поставку;

  • подготовка документации, включая таможенную декларацию, сертификаты соответствия, разрешения;

  • организация платежей;

  • расчет таможенной стоимости и оплата всех необходимых платежей от вашего имени;

  • таможенное оформление груза на таможенном посту.

Мы ориентируемся в меняющихся условиях, контролируем изменения в законодательстве. С нами вы не почувствуете сложностей параллельного импорта.

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые клиенты!

Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися получателями, отправителями, собственниками грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.

Расчет таможенных платежей, классификация кода ТНВЭД ЕАЭС осуществляется на платной основе, в рамках проведения персональной консультации. Нам необходимо предоставить внешнеторговый договор с поставщиком, инвойс, упаковочный лист на готовую к отгрузке товарную партию.

Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе "Полезная информация", воспользовавшись поиском.

Самостоятельно рассчитать таможенные платежи вы можете с помощью нашего калькулятора.

Похожие статьи
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Перейти к списку статей