ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
ИМПОРТНЫХ СДЕЛОК
ЛОГИСТИКА И
ОФОРМЛЕНИЕ ПОД КЛЮЧ
Таможенное оформление антиквариата – сложная процедура, которая требует оформления дополнительных документов. Несоблюдение процедуры растаможки антиквариата грозит серьезными последствиями. Особенную трудность представляет собой оформление антиквариата для коммерческого использования. Для успешной растаможки необходимо ориентироваться в многочисленных юридических аспектах таможенного кодекса.
Торговля предметами антиквариата – доходный бизнес, но, конечно, можно ввозить и вывозить предметы старины и с целью личного пользования. Антиквариант приобретается на различных площадках:
оффлайновые магазины, где товар «показан лицом» – удобный, но невыгодный способ, потому что в таких салонах цены чаще всего завышены;
магазины онлайн – преимущество в огромном выборе по категориям, состоянию, цене, но подержать в руках вещь перед покупкой не удастся;
блошиные рынки – не всегда здесь представлены действительно стоящие вещи, но можно найти и настоящее сокровище. Недостаток – существенные временные затраты на поиск ценного экземпляра.
Во всем мире спросом пользуются следующие виды антиквариата:
оружие;
книги;
архивы;
скульптуры;
мебель;
предметы декора;
раритетные автомобили, мотоциклы, велосипеды.
Вывозить антиквариат могут:
физлица;
юрлица;
создатели культурных ценностей;
собственники;
участники ВЭД;
любые лица, независимо от регистрации и места жительства.
В целом, порядок растаможки не отличается от стандартного алгоритма. Основные этапы следующие:
оповещение сотрудников таможенной службы, когда груз прибудет на таможенный пост;
подача пакета документации, сопровождающей товар;
подбор кода по классификации ТН ВЭД;
вычисление суммы обязательных платежей;
подача разрешительных документов;
проверка бумаг;
таможенный осмотр товара и ТС;
оформление декларации с выписыванием разрешения на выпуск.
Отличие состоит в том, что на антиквариат нужно оформлять дополнительные документы, но об этом ниже.
Культурными ценностями в России могут признаваться все вещи старше 50 лет, независимо от вида изделия. Законность ввоза и вывоза антиквариата контролирует Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Если предметы антиквариата вывозятся за рубеж, нужно провести предварительную экспертизу и получить разрешение Минкульта РФ. Для экспертизы предоставляются:
фото товара;
перечень ввозимых предметов;
заявка;
паспорт или другой документ, позволяющий идентифицировать личность (копия);
документы, подтверждающие право собственности.
Для получения разрешения подаются все те же бумаги, только прилагается еще и экспертное заключение.
Важно! Справка из Минкульта будет готова через 30 суток.
При вывозе за границу антиквариат нужно декларировать. В документе указывают номер разрешения на вывоз, какая организация его выдала и дату получения.
Если культурные ценности вывозятся физлицом для личного пользования, то подается пассажирская таможенная декларация и разрешение. Если культурные ценности уже ранее ввозились, а теперь вывозятся, то в таможенную службу предъявляется ранее оформленная таможенная декларация, в которой указаны наименование, автор, размеры и прочие характеристики антиквариата. Если этот документ отсутствует по тем или иным причинам, то представляется разрешение от Минкультуры России либо письменное уведомление о том, что разрешение на вывоз не требуется.
Сверив наличествующие культурные ценности с перечнем таможенный инспектор проставит штамп, разрешив транспортировку. Пошлина при этом не уплачивается.
При ввозе культурных ценностей в Россию потребуется экспертное заключение страны-импортера о ценности предмета. Но даже тогда таможенные службы могут задержать груз для получения дополнительного экспертного заключения из Министерства культуры РФ. Следует заранее подготовить пакет документов, описывающих ввозимые предметы: фотографии, каталожное описание с указанием авторства, года создания, размера и других деталей – максимально подробно. Важно сохранить все документы, подтверждающие покупку или дарение предмета, предъявить инвойс и экспертное заключение. При соблюдении всех условий выдается разрешение на ввоз, после чего груз можно забрать со склада СВХ и оформить право собственности.
Обратите внимание! При стоимости антиквариата более 10000 евро, когда он провозится в багаже, нужно подтвердить, что оплата была произведена безналичным способом, потому что наличные, превышающие эту сумму, вывозить из России запрещено.
По новому кодексу запрещен ввоз культурных ценностей в МПО. Ввоз культурных ценностей возможен только через грузоперевозчиков типа DHL, Fedex.
При отсутствии необходимых документов на таможне могут выявить контрабанду культурных ценностей, за которую по ст. 226.1 УК РФ предусмотрен срок от 3 до 7 лет с конфискацией товара и штрафом 200 тыс. рублей. И это касается ввоза вещей для личного пользования.О том, что предметы предназначены для коммерческого использования, таможенникам необходимо сообщать сразу, потому что оперативная таможня имеет право потом отслеживать на торговых площадках судьбу ввезенных вещей, а наказание все то же: от 3 до 7 лет с конфискацией и штрафом 200 тыс. рублей.
Важно! Антиквариат, ввезенный для личного пользования, в течение трех лет запрещено продавать.
Что касается импортной пошлины, то для культурных ценностей стоимостью менее 65000 рублей и весом менее 50 кг, при условии письменного декларирования, действует беспошлинный режим. Если предметы антиквариата стоят от 65000 до 650000 рублей и весят до 200 кг, то начисляется пошлина по единой ставке: 30% от стоимости товара, но не менее 4 евро за 1 кг. Если стоимость антиквариата превышает 650000 рублей, а вес – 200 кг, то уплачивается совокупный таможенный платеж с учетом цены и веса.
Культурные ценности, документы национальных архивных фондов и оригиналы архивных документов, включенные в Единый перечень, ввозятся с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов вне зависимости от их стоимости и веса, при условии подтверждения их отнесения к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно российскому законодательству, разрешается перевозить:
архивы, печатные издания и рукописи, созданные более 50 лет назад;
антикварные музыкальные инструменты;
ордена, почтовые марки, монеты, медали, относящиеся к антиквариату;
фрагменты архитектуры и скульптуры;
предметы быта.
Из некоторых стран запрещено вывозить отдельные предметы антиквариата :
военную амуницию, оружие, награды – из Италии;
монеты и банкноты – из Индии, Туниса, Египта;
изделия из слоновой кости и статуэтки Будды – из Таиланда;
катаны и самурайское оружие – из Японии;
нештампованные марки – из Перу, Таиланда, Танзании.
Чтобы избежать неприятных сюрпризов на границе, следует тщательно изучить законодательство страны.
Помимо прочего, существуют ограничения и со стороны российского законодательства.
Согласно Единому перечню товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами ЕАЭС в торговле с третьими странами, утвержденному Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года No 30, запрещено вывозить:
предметы старины, которым более 100 лет;
антиквариат, внесенный в спецреестры;
объекты культурного наследия, ценные для любых народов страны;
объекты, числящиеся на балансе в хранилищах культурных ценностей.
Отдельное разрешение на вывоз инструментов при каждой поездке оформлять теперь не потребуется, потому что на музыкальные инструменты и смычки, относящиеся к культурным ценностям, к культурным ценностям особого значения, или культурным ценностям, в отношении которых действует разрешительный порядок ввоза, выдаются паспорта с уникальным номером, действующие в течение 10 лет. В них указывается подробная информация, как о самом предмете, так и об его собственнике, которая сопровождается фотографией. Так, в паспорт заносят:
наименование;
описание;
размеры;
время/место изготовления;
информация о музее или другой организации, ответственной за хранение инструмента;
сведения о включении в Музейный фонд РФ.
Обратите внимание! Паспорта будут выдаваться на все музыкальные инструменты, а не только на струнные смычковые.
Согласно поправкам, музыкальные инструменты должны иметь маркировку, позволяющую идентифицировать их. Маркировка заключается в нанесении двух меток:
химической – несмываемой и невидимой;
радиочастотной – представляющей собой чип, который дает возможность передать данные о перевозимом музыкальном инструменте или смычке в Единую базу и узнать информацию о том, кто именно получил разрешение на вывоз предмета.
В связи с этим таможенные посты оборудуются дополнительными средствами, необходимыми для считывания маркировки, и получают доступ к Единой базе музыкальных инструментов и смычков.
Причем под действие статьи не подпадают смычки, музыкальные инструменты, если на них имеется охранная маркировка, будь то предметы включенные в Музейный фонд РФ или вывозимые физическими или юридическими лицами. А также если это культурные ценности, которые временно вывозятся или возвращаются в РФ после временного вывоза государственными или муниципальными учреждениями (при условии наличия уполномоченного коллегиального органа в этих учреждениях).
Если временный вывоз выполняется юрлицом или физлицом, в том числе являющимся ИП, необходимо подать:
договор с принимающей стороной с указанием сроков и условий временного вывоза (когда ценности вывозятся для организации презентаций, выставок, реставрации, научных исследований);
страховку – для культурных ценностей, которые относятся к негосударственной части Музейного фонда РФ;
удостоверение личности физлица (копия);
документ, подтверждающий право владения или право пользования (для ИП, юрлиц или если культурные ценности включены в состав негосударственной части Музейного фонда РФ);
документ, подтверждающий право владения или право пользования, если культурные ценности включены в состав негосударственной части Музейного фонда РФ – для физлиц;
согласие собственника на временный вывоз, если лицо, осуществляющее вывоз не является собственником;
перечень культурных ценностей с описанием – в 2 экз.;
цветные фото – в 2 экз.;
экспертное заключение;
паспорт (для указанных выше категорий).
Если временно вывозятся струнные смычковые музыкальные инструменты или смычки, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, то на них данное требование, касающееся подаваемых документов, не распространяется. В таком случае действуют другие требования. При наличии охранной маркировки в перечень документов входят:
страховка;
удостоверение личности в виде копии;
документы на право пользования (копии);
письменное согласие органа государственной власти, которому подчиняется организация, осуществляющая хранение инструмента или смычка;
письменные гарантии от иностранного государства о неприкосновенности, сохранности и своевременном возврате струнных смычковых музыкальных инструментов и смычков;
перечень музыкальных инструментов или смычков – в 2 экз.;
паспорт;
документальное подтверждение цели поездки.
Разрешительный документ на временный вывоз не может быть выдан, если отсутствует охранная маркировка (для инструментов, включенных в состав Музейного фонда РФ) или отсутствует химическая или радиочастотная маркировка.
Внесение изменений в закон повлекло за собой внесение изменений также в налоговый кодекс, в частности, в части уплаты госпошлины за оформление паспорта на музыкальные инструменты или смычки:
размер госпошлины был снижен с 1500 рублей до 1000 рублей;
введены правила расчета госпошлины за выдачу разрешений на временный вывоз культурных ценностей в зависимости от их стоимости.
Физическое или юридическое лицо, в частной собственности которого находится культурная ценность, должно подтвердить стоимость документально, будь то рыночная стоимость на момент обращения или уплаченная при покупке. Госпошлина на временный вывоз музыкальных инструментов, относящихся к государственной или негосударственной части Музейного фонда РФ, рассчитывается от страховой стоимости.
Последние изменения в законе «О вывозе и ввозе культурных ценностей» решают проблему идентификации музыкального инструмента и соотнесения его с документом, по которому совершается вывоз. Когда необходимо было оформлять разрешение Минкультуры, сложности возникали регулярно и решались только благодаря вмешательству со стороны аттестованного эксперта по культурным ценностям.
Перевозка антиквариата – процедура ответственная. Некоторые предметы старины хрупкие, другие имеют нестандартный размер или значительный вес. И все это при том, что стоимость этих предметов немаленькая. Каждое изделие требует индивидуального подхода к перевозке. Деревянные предметы не переносят воздействия влаги и перепадов температуры, посуда боится механических повреждений.
Важно! Упаковка подбирается в индивидуальном порядке.
Груз должен быть размещен в транспортном средстве в надлежащем положении и тщательно закреплен. Некоторые вещи перевозятся только в вертикальном состоянии, другие нельзя жестко фиксировать, иначе не избежать повреждений. Нередко прибегают к использованию различного рода уплотнителей. А при перевозке картин, например, необходимо соблюдать определенный температурный режим.
Перевозку антиквариата должны выполнять профессионалы, готовые поручиться за сохранность изделий и безопасность доставки. Но даже и в этом случае нет резона экономить на страховке.
Мы специализируемся на растаможке и затаможке товаров любых категорий. Наш опыт позволяет гарантировать оперативность прохождения таможенного оформления антиквариата. Все нюансы нами изучены, разработаны специальные схемы. Помимо того, мы постоянно следим за изменениями в законодательстве. Вам только нужно заключить с нами договор, написать заявление в бумажном формате и передать имеющиеся документы на груз. Все остальное – наша работа.
Мы также организуем перевозку антиквариата любой сложности. Знаем, как перевезти ценный и хрупкий груз, подберем подходящий транспорт под негабарит.
Звоните нам по телефону +7(499)643-43-06 или отправляйте заявку на электронную почту, указанную ниже. Мы с радостью проконсультируем вам и подскажем удобные варианты перевозки и растаможки.
Уважаемые клиенты!
Мы работаем только с юридическими лицами, являющимися получателями, отправителями, собственниками грузов, а также готовой коммерческой документацией на товар.
Расчет таможенных платежей, классификация кода ТНВЭД ЕАЭС осуществляется на платной основе, в рамках проведения персональной консультации. Нам необходимо предоставить внешнеторговый договор с поставщиком, инвойс, упаковочный лист на готовую к отгрузке товарную партию.
Подробнее об особенностях таможенного оформления различных категорий товаров вы можете узнать в разделе "Полезная информация", воспользовавшись поиском.
Самостоятельно рассчитать таможенные платежи вы можете с помощью нашего калькулятора.